Ссылки для упрощенного доступа

Как остановить "черных лесорубов"?


Жители села Батурино Томской области весь ноябрь с вилами в руках защищают свой лес от вырубки. На днях им даже пришлось перекрыть дорогу своими машинами, чтобы не дать "черным лесорубам" вывезти спиленные деревья. Они уверены, что вырубщиков покрывают крупные чиновники.

27-летняя активистка Евгения Жихарева отправляется на дежурство каждый день, несмотря на холод и усталость.

– Сначала мы удивились, услышав, что рубят практически за нашими огородами, начали присматриваться, а потом увидели первые машины, которые вывозили огромные деревья, и поняли, что пора самим бить тревогу и все это останавливать, иначе мы будем жить в пустыне! – говорит Евгения. – Даже по самым примерным подсчетам, ежедневно у нас вырубается около 60–80 кубометров леса.

Погрузка вырубленных деревьев
Погрузка вырубленных деревьев

Люди рассказывают, что КамАЗы уходят, загруженные деревьями под завязку. Они даже провели собственное расследование, нашли бизнесмена, который организовал вырубку, задали ему вопросы.

– И нарвались на грубые ответы. Одному из депутатов нашего поселения арендатор заявил, что не успокоится, пока не вырубит 170 гектаров лесного массива, – рассказывает Евгения.

КамАЗы с лесом едут по федеральным трассам, и их при этом не останавливает ГИБДД. Никого не волнует, кто и куда везет такое количество леса

Вырубкой леса занимается бизнесмен Михаил Ефимов. Еще в конце сентября, когда местные жители начали протестовать и жаловаться в разные инстанции, пресс-служба Томского района подтвердила, что в окрестностях села Батурино "зафиксирована самовольная рубка деревьев, которая производилась на землях сельскохозяйственного назначения. Всего арендатор снес 882 дерева (сосны, пихты, кедры, березы, осины), – говорилось в заявлении пресс-службы. – Тем самым был причинен ущерб на сумму свыше 3,83 миллиона рублей. Вопреки требованию администрации Томского района прекратить рубку уничтожение леса в окрестностях Батурина продолжается".

Представители местной администрацией обратились тогда с жалобой на незаконную вырубку в прокуратуру. Как сообщили в администрации района, против Михаила Ефимова было возбуждено уголовное дело по пункту 4 статьи 158 УК "Хищение".

– Но на сегодня даже не арестована техника. Договор с арендатором предполагал использование участка по сельхозназначению. Это разведение пчел, скота, выращивание трав, но никак не рубка леса. Мы представили все необходимые документы в УМВД. Написали письма в прокуратуру с просьбой ускорить процесс и принять меры, потому что рубка продолжается, – жаловались тогда в администрации Томского района.

И по сей день бизнесмен продолжает как ни в чем не бывало рубить деревья в Батурине.

– А еще странно, что КамАЗы с лесом едут по федеральным трассам и их при этом не останавливает ГИБДД. Никого не волнует, кто и куда везет такое количество леса? И куда его везут? Ефимов сказал, что вообще отдает его подрядчикам бесплатно или за копейки, чтобы они расчистили для него поле под строительство теплиц. Но, согласитесь, это же смешно! Скорее всего, этот лес уйдет куда-то на стройку. А еще говорят, что много нашего леса, который вот так незаконно вырубают, вывозится потом по железной дороге в Китай, – говорит Евгения Жихарева.

Евгения Жихарева
Евгения Жихарева

Деревня Батурино граничит с Ларинским ландшафтным заказником, на территории которого расположено сразу несколько природных памятников и находится более 420 видов высших растений – 26 из них занесены в Красную книгу. Это значит, что даже срывать краснокнижные цветы в этом месте должно быть запрещено, не то что рубить многолетние деревья.

– Однако лес рубят – щепки летят! Причем без остановки и всего в 30 километрах от Томска, – говорит Евгения Жихарева. – То есть прямо под носом у областной власти и губернатора, которые ситуацию никак не комментируют.

Вырубка леса у села Батурино продолжается
Вырубка леса у села Батурино продолжается

"Это не деревья, это кустарники"

Сам Михаил Ефимов говорит, что он действительно ведет вырубку вблизи села, однако под нее попадают только березы и мелкий кустарник – никаких хвойных высоких деревьев.

– На расчищенной площадке я планирую разбить пашню и установить теплицы, – сообщил Михаил Ефимов. – Во-первых, этот лес не входит в Гослесфонд. Во-вторых, ни одного ограничения в свидетельстве о собственности у администрации Томского района не прописано. Они действительно обращались в полицию, которая возбудила уголовное дело, но оно уже закрыто. Поскольку власти продолжают мешать работе, я собираюсь обратиться в районную прокуратуру.

​Таким образом, районная администрация подает заявление в прокуратуру на бизнесмена Ефимова, он в ответ грозит прокуратурой местным властям и продолжает рубить лес, а жители села Батурино ежедневно дежурят у кедрача и фиксируют на видео, как в лесовозы грузится вовсе не кустарник, а высоченные ели и сосны.

Поймите, это не "просто какие-то деревья", прежде всего это – безопасность нашего села!

– У нас надежда на журналистов и общественников, потому что пока здесь будут разбираться и выписывать штрафы, арендатор спокойно вырубит весь лес и вывезет его! – негодует заместитель председателя совета Спасского сельского поселения Виктор Авдиевич. – Поймите, это не "просто какие-то деревья", прежде всего это – безопасность нашего села! Мы живем на глинистых почвах, а лес защищает Батурино от оползней, сильных ветров и затопления в весенний период. Ефимов утверждает, что разобьет на месте вырубки пашню и построит теплицы. Какая ерунда! Он расчищает деляну на горе. Неужели в Сибири мало пустующих полей и земель сельхозназначения? Обязательно нужно выкашивать хороший лес вблизи деревень?

20 ноября жители Батурина перегородили личными легковыми автомобилями дорогу от делянки до города, чтобы заблокировать лесовозам выезд из села, после чего вызвали ГИБДД.

Жители Батурина
Жители Батурина

– Водители лесовозов стали спешно разгружаться и убирать свои машины, – рассказывает Евгения Жихарева. – Согласитесь, если бы с документами на вывоз леса все оставалось в порядке, разве бы они так нервничали? Ну, показали бы разрешения – и все.

Куда пропадает лес?

В Томской области ежегодно вырубаются тысячи кубометров леса. Местные жители уверены, что черные лесорубы не смогли бы действовать так безнаказанно без поддержки высокопоставленных покровителей.

Пока вырубки будут покрываться "на верхах", мы ничего не добьемся

В прошлом году под суд за незаконную вырубку леса пошли сразу два высокопоставленных чиновника – бывший заместитель губернатора региона Андрей Трубицын и экс-глава Первомайского района Михаил Приставка. По данным следствия, в период с 2009 года по март 2012 года они незаконно организовали выдачу разрешения на вырубку леса нескольким коммерческим предприятиям под видом заготовки древесины для муниципальных нужд. Общий объем вырубленных деревьев тогда составил 20 193 кубометра на сумму почти 66 миллионов рублей. Причем сами муниципальные образования не нуждались в древесине, так как они просто не имели средств на ее выкуп, и древесина в местные населенные пункты вообще не поставлялась. По данному факту летом 2016 года против чиновников было возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий").

Дело было резонансным, все ждали, что приговор будет показательно строг и суров, но Андрей Трубицын и Михаил Приставка получили по 4 года лишения свободы условно. А еще суд запретил Андрею Трубицыну три года занимать руководящие должности. К слову, сейчас он является директором Института развития стратегического партнерства и компетенций Томского политехнического университета.

– Мы переживаем, что сейчас все снова пошумят, а потом про нас забудут и вырубка продолжится. Невозможно круглосуточно дежурить под каждым кедром или сосной, но и других вариантов пока нет, – говорит Евгения Жихарева. – Мы привлекли местных депутатов, написали в приемную президента, запустили флешмоб в соцсетях #НетвырубкелесавБатурино, но понимаем, что все это разовые меры, и пока вырубки будут покрываться "на верхах", мы ничего не добьемся.​ Примеров, когда ничего добиться не удалось, немало.

В 2010 году незаконная рубка леса под строительство дач была зафиксирована в окрестностях деревни Большое Протопопово Мирненского сельского поселения. Оказалось, что в 2007 году эти земли под участки "в аренду на 10 лет" выделила администрация Томского района. Будущее элитное жилье предназначалось высокопоставленным чиновникам, в частности бывшему главе администрации Ленинского района, экс-заместителю начальника УВД по Томской области Александру Булко.

Начались проверки. Областной департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды даже постановил, что коттеджи были построены на территории памятника природы областного значения незаконно. Правда, на главу Мирненского сельского поселения Александра Журавлева и его жену уголовное дело по факту мошенничества с использованием служебного положения за махинации с земельными участками все же завели. Но коттеджи никто не снес и лес не посадил.

В 2016 года вблизи Тимирязевского археологического комплекса на арендованном участке было начато строительство особняка, и неожиданно пропали не менее 40–70 деревьев ценных пород деревьев, высотой под 30 метров. Активисты выяснили, что учредителем фирмы – арендатора участка являлся известный томский строитель, бывший депутат гордумы и директор строительной компании "Континент" Алексей Сергеев. Правда, на том расследование и остановилось.

Лесная охрана не работает

Когда началась рубка в Батурине, на телефоны горячей линии Департамента лесного хозяйства Томской области поступали звонки от обеспокоенных местных жителей. Но областное руководство говорит, что решать проблему должна администрация Томского района, в ведении которой находятся эти земли.

– По закону мы охранять такие леса не должны. – говорит заместитель начальника Департамента лесного хозяйства администрации Томской области Игорь Смелянцев. – По закону потерпевшей стороной является собственник земли. Батурино входит в Томский район, значит, потерпевшей стороной считается местная администрация, которая и должна собирать доказательства, подтверждающие вину недобросовестного арендатора земли. Конечно, им нужно было смотреть, добросовестный пользователь или нет. Департамент, к сожалению, не обладает в этом случае никакими полномочиями. Мы можем здесь лишь косвенно оказывать содействие.

Координатор региональной группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса Сергей Жабин считает, что руки "черным лесорубам" развязало само руководство Томского района.

– Раньше на территории Томского района были леса, которые входили в Государственный лесной фонд, – говорит Сергей Жабин. – При этом 180 тысяч гектар леса (25% от всего леса в районе) находились на территории, принадлежавшей колхозам, совхозам и так далее. Когда колхозов и совхозов не стало, администрация района перевела их земли в "земли сельхозназначения, поросшие кустарником". Сделано это было для того, чтобы можно было беспрепятственно вырубать лес на данных участках. Конечно, все происходило осознанно. То, что в районной администрации якобы ничего не знали и отдали землю бизнесмену Михаилу Ефимову под ведение пчеловодства, строительство теплиц, – полная ерунда.

По словам Сергея Жабина, в некоторых соседних регионах в такой ситуации местные земли перевели в статус "земли государственного лесного фонда" (что гарантировало им большую сохранность), а в Томской области случилось все по-другому. Как рассказывает Сергей Жабин, первый раз из-за этого экологи поднимали шум, когда вырубали бор в поселке Вершинино, затем смогли отстоять лес в районе реки Тугояковка, где бизнесмены думали построить базы отдыха. Теперь идет битва за Батурино.

– Как правило, у администрации нет денег на то, чтобы поставить землю на кадастровый учет и выставить. – говорит Сергей Жабин. – Поэтому приходит некий бизнесмен, который все это делает за свой счет. А кто входит в аукционную комиссию, кто ее возглавляет? Вот эти люди и виноваты в том, что происходит. Причем, на мой взгляд, ответственность в равной степени должны нести как Михаил Ефимов, проводивший вырубку, так и люди, которые ему отдали землю. Бизнесмен работал на землях сельхозназначения, которые, по документам, действительно поросли кустарником. А земли эти ему дала местная администрация.

Получается, в защите леса по-настоящему заинтересованы только местные жители. Система охраны лесов в России сегодня в упадке, считает сотрудник Гринпис России Григорий Куксин. По его словам, Лесной кодекс РФ, принятый в 2006 году, почти полностью разрушил устройство лесного хозяйства, которое существовало до этого.

Согласно новому закону, регионы должны сами выстраивать систему охраны лесов. Последняя попытка восстановить систему контроля за лесами в Томской области была на муниципальном уровне: мэрию Томска суд обязал не позднее апреля 2018 года создать управление городскими лесами. Оно должно было провести инвентаризацию и поставить территории на кадастровый учет. Однако мэрия Томска этому решению сопротивляется и собирается подавать на решение облсуда кассационную жалобу. По мнению властей, новая структура не поможет в борьбе с "черными" лесорубами. Ранее охраной лесов в черте Томска занималось Управление природного комплекса и охраны окружающей среды мэрии Томска. В 2014-м оно было ликвидировано. На его базе было создано городское управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта.

– Была ликвидирована система лесных хозяйств как самостоятельных единиц, существовавшие лесхозы были разрушены. – рассказывает Григорий Куксин. – Раньше они занимались охраной. В лесу постоянно были люди, которые контролировали нарушения. После выхода нового закона лесничим досталась в основном бумажная работа, они перестали непосредственно охранять лес. Само понятие "лесная охрана" в закон вернули только в 2010 году с помощью поправок. Однажды сломанное очень долго восстанавливается.

XS
SM
MD
LG