Ссылки для упрощенного доступа

Встретимся около памятника Янке


Андрей Поздняков
Андрей Поздняков

Установка памятников в нашей стране (сужу об этом хотя бы по родному Новосибирску) давно превратилась из актов увековечения памяти в череду залпов непрекращающейся идеологической войны. В том, что эта война полыхает, можно убедиться, едва заглянув в соцсети.

Примеров тому масса. Чего стоит недавняя новосибирская история с Николаем II, которого сначала отлили из дешевого полимера вместе с цесаревичем Алексеем, набив монтажной пеной, потом втихую установили около памятника архитектуры регионального значения, не согласовав и даже не проинформировав городские власти и "широкую общественность", а потом еще и порубили топором.

Сейчас вот другая история в Новосибирске развивается. Спорят об установке бюста Иосифу Сталину. И если раньше спорили о том, ставить или нет вообще, то сейчас уже обсуждают, где ставить. При этом очевидно, что есть желание рабочей группы по определению места установки монумента, в большинстве своем состоящей из умных и здравомыслящих людей, по-хорошему "замотать" вопрос. Но также очевидно и желание инициаторов установки памятника впихнуть этот несчастный бюст хоть куда-нибудь – если не к Монументу Славы, то хотя бы к Дому офицеров по соседству с фельдмаршалом Кутузовым. Мотивы этих "установщиков", мне кажется, те же, что и у "увековечивателей" царя Николая: "пометить территорию", утерев нос оппонентам, дождаться неизбежного "акта вандализма" и возбудиться дозой ненависти на очередной этап битвы с "врагами".

А есть еще версия – что все эти истории с памятниками инициируют сами власти, чтобы отвлечь от проблем насущных. Или – чтобы "увековечивать всех" и примирить "всех со всеми". Последнее – точно не получится. Мира и согласия по этому вопросу не предвидится, "холодных голов", готовых одинаково принять и Фрунзе, и фон Унгерна, в нашем обществе совсем мало. Поэтому "война памятников продолжится". Мы живем в крайне идеологизированном пространстве, сформировавшемся еще в советский период. И наполнено оно до сих пор в основном ее "героями": по-прежнему "вечно живым" Лениным, революционерами, героями Великой Отечественной и т.д.

Это пространство было немного "отредактировано" в хрущевско-брежневский период: исчез Сталин, зато появились Гагарин и Титов – наверное, последние святые советской Руси. Теперь вот и Сталин возвращается обратно.

Новейшее же время после краткого и бурного периода переименований в обеих столицах и некоторых свободолюбивых городах законсервировало этот советский взгляд на историю, которую "охранители" призывают чтить и беречь: во всех городах есть памятники Ленину, один из которых должен согласно канону стоять на главной, названной его же именем, площади; во всех городах есть улицы Советская, Коммунистическая и Свердлова, желательно наличие Дзержинского, Калининского и Октябрьского районов, возможен памятник Кирову (в случае с Новосибирском их аж целых три).

Как следствие – неизбежный когнитивный диссонанс. Вроде бы известно, что Дзержинский – это палач с нездоровой психикой. Но этот факт не мешает людям (мне, например) жить в Дзержинском районе в доме на одноименном проспекте и регулярно выбираться в соседний парк, названный его именем.

Вместо того чтобы поднимать из могил тех, кто был запятнан кровью соотечественников, давайте вспомним, наконец, тех, кто что-то в нашем городе создал для людей

Ситуацию, по мнению "примирителей", могло бы исправить увековечивание памяти не только тех, кто сражался за красных, а всех значимых участников революционных событий и гражданской войны в России: Керенского, Юденича, Колчака, атамана Семенова, Врангеля, Деникина. Но на наших картах до сих пор нет ни одного Деникинского района, ни одной улицы Петра Врангеля или Лавра Корнилова, а памятник Александру Колчаку в Иркутске то оскверняют, то требуют снести.

Так можно ли сегодня остановить эту "войну памятников"? В "небратской" нам теперь, увы, Украине просто сносят и переименовывают всё, что так или иначе было связано с коммунистическими временами и далеко, не всегда при этом меняют "Ленина на Бандеру", как об этом сообщается в российских СМИ. Ровно то же самое двадцатью годами раньше провели в "братском" Казахстане – свезли все советские памятники в парки на окраинах городов, заменив их ханами, биями и деятелями казахской интеллигенции. В странах, взявших курс на построение национальных государств, такое отношение к памятникам советской истории, видимо, неизбежно. У нас в 90-е ограничились сносом монумента Дзержинскому у Лубянки (теперь коммунисты уже предлагают вернуть его обратно), остальные памятники советским вождям тронуть не решились, а теперь уже "поздно пить боржоми".

Так есть ли выход? Мне кажется, да – во всяком случае в провинции. У себя мы могли бы все-таки как-то договориться друг с другом: вместо того чтобы поднимать из могил тех, кто был запятнан кровью соотечественников (неважно, к какому лагерю покойный принадлежал), давайте вспомним хотя бы некоторые исторические названия и увековечим, наконец, тех, кто что-то в нашем городе создал для людей. И тогда, может быть, нам удастся тихо-мирно пройтись по пешеходной улице Кузнецкой (ныне улица Ленина), выйти на Театральную площадь (ныне площадь его же) и встретиться там со своим любимым человеком где-нибудь, не у "богатырей" во главе с вождем пролетариата, а, например, у памятника новосибирской рок-поэтессе Янке Дягилевой в театральном сквере…

Андрей Поздняков – маркетолог, Новосибирск

Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции

XS
SM
MD
LG