Ссылки для упрощенного доступа

"Забить" на революцию


Алексей Петров
Алексей Петров

Уходящий 2017 год подарил нам интересные дискуссии о революции столетней давности. Но одно дело, когда говорят об этом профессионалы – историки. Другое дело – молодежь, которая о советском прошлом знает только по фильмам и рассказам родителей / бабушек и учителей.

Вот, чтобы послушать представителей этого "племени младого и незнакомого", решили мы в Иркутске собрать школьников на революционную серию интеллектуальных игр. Быстро выяснилось, что практически никто из них уже не читает Михалкова и не знает магические "Мы видим город Петроград в семнадцатом году: бежит матрос, бежит солдат, стреляют на ходу". "Апрельские тезисы" для них – тема ночной программы в библиотеках или музеях, но никак не программный документ, после которого "большевики…", ну дальше вы знаете. А на просьбу назвать фамилию мужа Надежды Константиновны Крупской нынешние молодые часто не задумываясь отвечают – Крупский.

Во время образовательного семинара решили мы посмотреть мультфильм о революции, который нам предложил проект "Свободная история". Все с большим интересом лайкали и оживлялись, когда слышали про семечки, которые летом 1917 года были одним из самых популярных продуктов в Петрограде и которых покупали на триста тысяч рублей в день, а также живо реагировали на сообщения об изменении погоды (с утра 25 октября 1917 года в Питере шел дождь, но к обеду похолодало и посыпал мокрый снег). Но зато молодых никак не смешило то, что Ленин был в шалаше, а ведь в наше время только ленивый не рассказывал анекдоты про "четыре ноги" и про то, что "а Ленин ведь в шалаше...". Помните, да?

Обратил внимание на то, что про императора Николая II нынешние молодые знают примерно столько же, сколько про "дедушку Ленина". Когда видят его молодым на фотографии, начинают шептаться о том, что "мы-то теперь знаем, почему он поехал по Сибири, родители разлучили его с Матильдой"

И еще две короткие истории. Первая из них – это недавняя прогулка с моим девятилетним сыном. Проходя мимо памятника вождю мирового пролетариата, выяснил, что он не знает, кто это такой. "В школе не изучали такого. И в садике нам о нем не рассказывали. Мы только про Путина слушали, что он – наш великий президент. Президент нашей страны". Вторая история произошла двадцать лет назад, когда я работал в пионерском (вернее, тогда уже детском оздоровительном) лагере вожатым. Мне дали самый маленький отряд – это детишки шести-семи лет. А мы, вожатые, очень гордились своими бойцовками, которые были все обвешаны значками и исшиты шевронами. Так вот, девочка Кира (имя помню до сих пор), увидев на бойцовке октябрятскую звездочку, спросила у меня: "А что это за девочка и как ее зовут?" Пришлось мне долго объяснять про дедушку Ленина в молодости (кстати, сегодня я получил бы еще больше вопросов и про дедушку – в пятьдесят лет сейчас многие еще рожают детей, да и возраст действующего президента страны не является ни для кого секретом), и про кучерявую прическу.

"Знать о революции столетней давности сейчас не нужно, это совсем не актуально", – слышу я нередко от нынешних школьников и студентов. Да и вообще все это было давно и неправда. Это говорят, конечно, не те, кто собираются сдавать ЕГЭ по истории и обществознанию, но такое мнение довольно распространено среди молодых. А тот же самый единый госэкзамен заставил многих выучить фамилии и даты, но не более – понимания прошлого от этой зубрежки не прибавилось. "Начинку не знаю, с войнами проблема. Революция вот, их же две было за один год, сижу мемуары читаю нескольких депутатов Государственной думы сразу, чтобы разобраться во всем этом", – говорит мне выпускница-2018. Ну, хорошо, что читает и пытается разобраться. Чтобы разобраться, и нужно прежде всего читать мемуары, документы, источники о НЭПе и коллективизации, репрессиях и комсомольских стройках, перестройке и войне. Был рад за тех школяров – в наших интеллектуальных играх про революцию приняли участие 43 школы – которые к этому поединку готовились, читали про дела давно минувшие и сумели что-то важное понять про то, что тогда произошло со страной.

И еще про даты. Интересно наблюдать, как реагирует молодежь, когда считает, сколько лет было участникам событий 1917 года и сколько из них они пробыли в тюрьмах, ссылке или за пределами любимой родины. Все удивлялись молодости тех, кто вершил тогда историю. Ребята пытались во время наших интеллектуальных игр войти в образ тех юных людей, которые пришли к власти и решили "наш новый мир построить". И вот еще цитата: "Ленин из Швейцарии руководил Февральской революцией, теперь понятно, почему ругают Госдеп, там, наверное, другие Ленины сейчас". И такое нам приходилось слышать.

Еще обратил внимание на то, что про императора Николая II нынешние молодые знают примерно столько же, сколько про "дедушку Ленина". Когда видят его молодым на фотографии, начинают шептаться о том, что "мы-то теперь знаем, почему он поехал по Сибири, родители разлучили его с Матильдой". А еще мне вспоминается фраза из одного иркутского сочинения на ЕГЭ о том, что "Николай II отдал приказ стрелять по рабочим после окончания своего рабочего дня".

Как известно, нынешняя молодежь больше смотрит, чем читает. Поэтому одним из заданий нашей викторины было угадать по портретам той эпохи героев событий 1917 года. Тут было много забавного: во Льве Бронштейне (Троцком) наши старшеклассники видят Константина Хабенского, Александру Коллонтай принимают за Наталью Поклонскую, в Григории Зиновьеве – узнали почему-то графа Михаила Сперанского, а в Ярославе Гашеке – Леонида Гайдая, тоже иркутянина, кстати. Такая она, революция в представлении наших молодых.

Ну и еще подумалось мне, что вся эта путаница в головах молодых – конечно же следствие того, что происходит в головах их родителей и бабушек-дедушек. Одна студентка рассказывала, что ее мама всегда выступает за революцию и СССР, а бабушка – за царский режим и белых. При этом в семье – много пострадавших и погибших в страшные тридцатые. Вот так в этой отдельной семье и спорят до сих пор, собираясь вечерами на кухне. Такие споры, наверное, есть во многих семьях, где еще принято обсуждать политику. И может быть, на этом фоне понятно желание детей – просто "забить" на это мутное наше прошлое, из которого так и не могут вырваться их предки.

Алексей Петров – иркутский историк, блогер

Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции

XS
SM
MD
LG