Ссылки для упрощенного доступа

"Лишь бы не Ливия и Майдан"


Любовь Барабашова
Любовь Барабашова

В День печати в правительстве Сахалинской области состоялся традиционный прием. Губернатор награждал журналистов. Говорил о важной роли СМИ в обществе. А роль эта за год, оказывается, очень сильно изменилась. Буквально на 180 градусов.

Сравните речь 2016 года:

Островные средства массовой информации всегда широко освещают наиболее значимые темы в экономике и социальной сфере, поднимают острые проблемы, обращают на них внимание властей и общественности, благодаря чему успешно решаются многие актуальные вопросы.

В нынешней речи губернатора тоже было "реагирование на выявленные проблемы", но было еще и другое:

[Повестка, формируемая СМИ может быть]​ и негативной, когда, опираясь на социальные проблемы, которые есть в каждом государстве, иногда через СМИ и Интернет это приводит к развалу государственности, что мы видим по странам Ближнего Востока – это и Ливия, и Египет, и все те страны, которые сегодня в хаосе, стадии развала государственности, где огромные человеческие жертвы, где горе и страдание. СМИ – это важное и мощное оружие, и, безусловно, мы должны правильно им пользоваться, чтобы оно работало на развитие государства, развитие региона, на создание устойчивого образа....

Как же так? Весь год пресс-службы заваливали нас сообщениями, что все строится-доится-растет и только инфляция падает. А тут раз – и мы уже в ожидании войны, и враг у границы и на сердце тревожно, и "вы должны понимать", и будет "ад и Ливия", стоит только журналистам, "опираясь на социальные проблемы", начать "раскачивать лодку", как все и рухнет тут же…

Они там в своих высоких кабинетах и правда считают, что режимы и царства рушатся не из-за беспредельной коррупции, вранья и нарастающих экономических проблем. Что страдания и жертвы не от нищеты, а от "акцентирования негатива"?

Ну почему сразу Ближний Восток-то? Почему не Дания, не Швеция? Не Норвегия? В Скандинавии настолько сильна, влиятельна и популярна пресса, что появился термин "северная модель СМИ". Там верят журналистам, там люди до сих пор читают газеты. На 1000 человек в Норвегии приходится 600 газет. И все средства массовой информации в этих странах рассказывают прежде всего про разные проблемы (которых там у них, думается, не больше, чем тут у нас), то есть в терминологии нашей власти изо всех сил "раскачивают лодку" и вот это вот все. Более того, почитают это своим долгом, и власти, что удивительно, терпят, не посылают в эти непокорные СМИ налоговые службы и прочих силовиков, не устраивают им "спор хозяйствующих субъектов". Ибо свобода прессы – основа демократии.

А у нас, как заикнется какое пусть даже маленькое региональное СМИ о какой местной даже проблеме, так сразу – "раскачивание лодки", враг у ворот, Сирия, Ливия, майдан и вот это все.

При этом губернатор Кожемяко и правда, видимо, свято верит в особое могущество СМИ. Недаром у него недавно появился целый советник по работе со СМИ и соцсетями. Судя по всему, советник начал советовать. У губернатора завелся инстаграм. И недавно Олег Кожемяко там написал пост о том, что подарит щенка от своих собак (дико породистых) тому, кто расскажет лучший рецепт семейного счастья.

А счастье есть. Вот, например, судя по интервью самого губернатора, у него много лет одна и та же жена – Ирина Герасименко: "Вместе с третьего курса института, уже больше 26 лет, двое детей". И на всех торжественных мероприятиях он всегда с ней под ручку. Красивая кстати женщина. И богатая. Совладелица одного из крупнейших рыбодобывающих предприятий Приморья, Преображенской базы тралового флота и еще кучи всего. Но вот только судя по декларации о доходах у Олега Кожемяко жены нет. Нет ее, и все. Повезло ему, что у нас не "северная модель". Это в Исландии премьер-министр ушел в отставку из-за рассказанной журналистами истории про офшоры. У нас можно быть не мужем жены-миллионерши и никого это не беспокоит. А если бы какое местное СМИ об этом заикнулось – то тут бы сразу губернатор заявил про "раскачивание лодки", видимо.

Новоявленный советник губернатора по соцсетям говорит, что его задача – убрать недопонимание между СМИ и властью. Но "недопонимание" между СМИ и властью – это фикция. Никакого понимания между этими двумя инстанциями быть и не должно. Они друг друга "понимать" в том смысле, в каком хочет этого власть, и не должны по идее. И конфликтные отношения между властью и СМИ – не "раскачивание лодки", а признак хорошей работы СМИ.

А вот когда появляется "понимание", то с журналистикой случается как сейчас – в стране целом и на Сахалине в частности. С приходом Олега Кожемяко на Сахалин сменил собственников крупнейший сахалинский медиахолдинг АСТВ, объединяющий телеканал, радиостанцию, информационный порта, газету. АСТВ создавалось в начале 90-х годов тремя семьями. Так и развивалось семейное предприятие два десятка лет, сохраняя независимость, лавируя в сложной политической обстановке. А потом владельцам сделали предложение, от которого они не смогли отказаться. И хорошо еще, что купили, не уничтожили, как многие другие российские СМИ.

Сейчас политику прежде независимого АСТВ полностью определяет правительство Сахалинской области. И все, видимо, ради того, чтобы "не допустить Ливии".

Все, мы, увы, уже давно в той реальности, когда открытый и честный разговор о проблемах – это "раскачивание лодки, подрывание устоев". Когда другое мнение – "причина развала государственности". Вопрос, собственно, у меня только один. Они там в своих высоких кабинетах и правда считают, что режимы и царства рушатся не из-за беспредельной коррупции, вранья и нарастающих экономических проблем? Что страдания и жертвы не от нищеты, а от "акцентирования негатива"? Они правда так считают?

Любовь Барабашова – сахалинская журналистка

Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции

XS
SM
MD
LG