Деревня Могочино расположена в 250 километрах к северу от Томска. Расстояние по сибирским меркам небольшое, вот только весной и осенью, когда на Оби закрыты переправы, жители деревни отрезаны от большой земли. Могочинцы давно привыкли к такой жизни: перед началом ледохода заранее закупают все необходимое, в первую очередь продукты и лекарства. Но есть в этом селе традиция, которая соблюдается при любой погоде, – накануне дня рождения поэта в Могочино неизменно проводится Пушкинский бал.
В 1926 году здесь построили лесозавод, и Могочино из рыбацкой деревушки превратилось в промышленный поселок с населением в несколько тысяч человек, в основном – спецпереселенцев. В 1937 году, к столетию со дня смерти Пушкина, могочинской школе "за большие успехи в образовательной и просветительской сфере" было присвоено имя поэта. В 1972 году в школе открылся Пушкинский музей, о котором часто писали в советской прессе.
Среди экспонатов музея – книги, подаренные Андреем Радищевым, потомком автора "Путешествия из Петербурга в Москву", издания Пушкина с автографом иллюстратора – народного художника СССР Дементия Шмаринова. Другом могочинских пушкинистов был создатель и первый хранитель музея-заповедника в Михайловском Семен Гейченко. Он присылал в Сибирь фотографии и альбомы, давал адреса пушкинских музеев и ученых, занимающихся исследованием творчества поэта. По приглашению Гейченко школьники из Могочина ездили на экскурсию в Михайловское.
– Про музей мы знаем! А как же! И гордимся. Там ведь даже посмертная маска Пушкина есть, – говорит местный житель Степан Розанбах. – Я школу в 2002 году закончил, до сих пор помню, как нас туда водили. Гости в то время в Могочино аж из-за границы приезжали. Из Германии были, еще откуда-то. Смотрели экспонаты, восхищались.
– У вас есть любимые строки из какого-нибудь стихотворения Пушкина?
Было у Пушкина что-то про болото? Нет? Ну, тогда точно не до стихов
– Не до стихов. Стихи читают, когда душа поет. А я недавно с вахты уволился, опять на биржу труда встал. Работы нет, ничего не платят. Пока из Могочино до Томска доедешь, потом пока вернешься – уже и денег не остается. С частником только в одну сторону 550 рублей выходит, переправа на пароме – 150 рублей. Так что буду огород садить… Если только вода уйдет. Смотрите, какое болото! У нас дамбу вокруг села отремонтировали, а вода после этого почему-то все равно идет и идет! Было у Пушкина что-то про болото? Нет? Ну, тогда точно не до стихов.
Тем не менее, в этом году на традиционный Пушкинский бал в Могочино съехались более 130 человек. Почти все – школьники из соседних поселков и деревень. Местные считают, что это немного, так как год не юбилейный.
– На Пушкинский бал нас приглашают выступить второй год подряд, чтобы создавать для гостей атмосферу пушкинских времен! – говорит художественный руководитель местного духового оркестра Алексей Раскулин. – В прошлом году мы играли все, что знали, а в этом заранее подготовились: разучили вальсы. Правда, репертуар приходилось по несколько раз повторять: из-за парома гости приезжали в разное время и весь процесс затянулся. Ну, и погода подкачала… Выступали на улице, и девушкам в открытых платьях было холодно. Но все молодцы – никто не жаловался.
Алексей хвалится: в настоящее время в его оркестре играет уже 14 человек, и всех он отбирал (читай: уговаривал) – лично!
– С местной молодежью общался, старался их музыкой заинтересовать, выступлениями. У меня три высших образования, в Могочино я работаю учителем химии, преподавателем в музыкальной школе, а также сотрудником местного клуба. В общей сложности получаю чуть больше 30 тысяч в месяц. Это с северными и районными надбавками. По нашим меркам – хорошие деньги. Можно было бы даже откладывать, но я покупаю музыкальные инструменты. Пока только на китайские саксофоны хватает. Они всего 20 тысяч стоят. Но все равно лучше, чем ничего, – рассказывает Алексей.
Иван Хмара – тоже музыкант духового оркестра – купил подержанную тубу стоимостью 15 тысяч рублей. А мог бы купить корову, которая стоит тех же денег. В многодетной семье Ивана, где он старший из шестерых детей, корове обрадовались бы больше. Но Иван говорит, что родители его не ругали, даже похвалили за то, что тянется к культуре.
– В клубе зарплата – 20 тысяч. Поэтому инструмент искал подержанный, смотрел объявления. Мы часто ездим выступать по деревням и другим районам, поэтому туба должна хорошо звучать, а то стыдно к зрителям выходить. А концерты у нас часто: раза по два, а то и по четыре в неделю.
Помимо игры в оркестре Иван поет. Записи его выступлений, снятые односельчанами на мобильные телефоны, стали хитами местных форумов и тиражируются в соцсетях с пометками "Супер голос!", "Это невероятно!".
– Не планируете поехать в Москву? Попытать счастья в шоу "Голос"?
– А деньги откуда? Я когда в армии служил, мне и во Владивостоке предлагали остаться, и в другие города звали, но я сказал, что в Сибирь вернусь, буду свое село прославлять. Вот и прославляю! Знаете, как нас зрители после Пушкинского бала благодарили? Да и после всех других выступлений благодарят. А это – лучшая награда. Я – коренной житель Могочино. Хотя учился не в сельской школе, а в школе при монастыре, но в Музей Пушкина все равно ходил. Поэтому когда попросили выступить, сразу согласился.
– Что-нибудь из Александра Сергеевича можете вспомнить?
– У Лукоморья дуб зеленый. Златая цепь на дубе том. И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом… Это я вспомнил потому, что сейчас вокруг одни коты ученые, которые больше других про все знают.
В этом году информация о Музее имени Александра Пушкина будет включена в энциклопедию "Литературные музеи России". Большую статью для этого издания написала руководитель музея Нина Теущакова.
– Мы все делаем на свои деньги. Вот опять провели бал. Это же традиция, ее нарушать нельзя. Хотя костюмы старые, сшиты в прошлом веке. Я не выдержала, купила ткань за свой счет, теперь хотя бы рубахи отошьем. Может, потом расходы и возместят, – рассказывает Нина Теущакова. – Несколько лет назад музей выигрывал грант. Получили примерно тридцать тысяч и сразу купили новые стулья – на старые гостей было стыдно садить. А больше ни на что и не хватило.
Гранты – единственный источник финансирования. Вход в музей бесплатный. Во-первых, у могочинцев нет денег на походы в музей, а главное – это еще одна традиция, заложенная основателем местного "пушкинского дома", Лидией Пономаревой.
Пушкин был патриот, и мы тоже. А то сейчас телевизор смотришь – и страшно становится: то Америка на Россию нападает, то Украина там чего-то задумала
– Экспозиция у нас регулярно пополняется за счет даров, – рассказывает Нина Теущакова, – Школьники приносят свои поделки. А мой племянник, который часто бывает в Китае, купил для нас книгу о Пушкине на китайском языке. А буквально вчера, после бала, я получила письмо из соседней деревни Молчаново. Нам прислали целую подборку иллюстраций и фотографий по Пушкину. Так что музей живет, так же как поэзия Пушкина! К нашему времени можно отнести многие строки поэта, но самые правильные, на мой взгляд, те, что написаны на стене в нашем актовом зале: "Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы". Пушкин был патриот, и мы тоже. А то сейчас телевизор смотришь – и страшно становится: то Америка на Россию нападает, то Украина там чего-то задумала.
Однако Украина далеко, а река Обь – рядом. И проблема весеннего паводка для деревни гораздо актуальнее, чем происки Запада. Глава Могочинского сельского поселения Алла Детлукова говорит, что на поддержку музея в местном бюджете денег нет. Летом надо грейдировать дамбу и постараться засыпать ямы на дорогах.
– К тому же надо выполнить майские указы президента, который велел всем поднять зарплату. А из каких средств ее поднимать? Если зарплату сделать хоть чуть-чуть больше, то на остальное уже не останется. Котел ведь не бездонный. А музей – да… Он наша гордость… Мы им помогали, когда была возможность. И как только она появится снова, еще поможем. Но не сейчас.