Ссылки для упрощенного доступа

"Своими руками мы можем что-то поменять"


В Иркутске десятки добровольцев в свои выходные собираются вместе и приводят в порядок фасады и заборы старинных деревянных домов. Уже второй год болеющих за свой город людей объединяет общественная акция "Фасадник".

Я люблю свой город и хочу, чтобы и мы сами, и гости города видели не старые облупившиеся дома, а Иркутск таким, каким он был и должен быть. И хочу, чтобы сохранился именно старинный деревянный наш город самобытный и особый. А ждать, когда эти дома восстановит кто-то другой... так можно и не дождаться ничего, – говорит волонтер Виталина Ромичева.

Акция "Фасадник", которую организовала НКО "Иркутские кварталы", проходит регулярно. Собрать команду волонтеров оказалось не таким уж сложным делом. Самых разных людей объединило желание сохранить дух города и его самобытность.

Кто-то говорит: нам это незачем. И просто как бы закрываются стеной

– Захотелось навести красоту в нашем городе, – объясняет Галина, – чтобы глаз радовался тому, что мы сделаем. Многие иркутские старинные дома уже в совершенно неприглядном состоянии. Надо приводить их в порядок. Чтобы мы все помнили, каким когда-то был наш Иркутск.

В конце сентября во время последнего осеннего "Фасадника" волонтеры трудились на пяти объектах. Среди них – доходный дом купчихи Анфисы Ординой. Это два здания, которые были построены в начале XX века: собственно хозяйский дом и тот, который она сдавал внаем. Привести в порядок их фасады вышли почти все жильцы усадьбы. Говорят, что последний раз дома красили в начале семидесятых годов прошлого столетия, когда убирали дровяные печи и проводили отопление и канализацию.

Галина Колосовская
Галина Колосовская

Пенсионерка Галина Колосовская живет в доме-памятнике (в бывшем доходном доме) почти сорок лет.

Каких-то особых чувств от того, что мы живем в памятнике архитектуры, нет. Живем, да и живем

– Вот раньше мы почему-то не смогли с соседями так дружно собраться и привести дом в порядок. Наверное, клича не было. Каждый думал, как бы сделать, чтобы и глазам красиво было, и душе приятно. Но не было того, кто бы нас объединил. А эта акция нас, соседей, смогла объединить. Лучше друг друга узнали, хоть и живем здесь давным-давно. Но такого общения не было. Каких-то особых чувств от того, что мы живем в памятнике архитектуры, нет. Живем да и живем. Каждый старается сам делать ремонты в квартирах, потому что государство этим не занимается. В 92-м году у нас горел подъезд, так что жители сделали, и на том осталось. Раз уж акция началась, наверное, и в подъезде доделаем ремонт. Еще бы нам кто-нибудь асфальт сделал. Бесполезно просить. Ходим, ноги ломаем. Грязь здесь вечно. Вокруг все сделали, а наш дом-памятник обошли.

Нина Толкачева
Нина Толкачева

Нина Толкачева, несмотря на преклонный возраст и проблемы со здоровьем, тоже вышла покрасить ставни. В этом доме Нина Ивановна живет почти 60 лет. Говорит, что родители ее мужа знали купчиху.

– Она здесь жила. Это 1925 год. А этот большой – доходный, она его сдавала. Родители моего мужа сначала жили во флигеле пятикомнатном, там все удобства были. Потом переехали, – вспоминает Толкачева.

Я две рамы на пенсию заменила, а больше сил нет. Я обила все пороги, но никому ничего не надо

​И добавляет, что одной покраски фасадов для этих домов явно недостаточно. За пятьдесят лет здания сильно обветшали.

– Никому ни до чего дела нет. Одна квартира выгорела на втором этаже, нас топило, так все сгнило здесь внизу. Я две рамы на пенсию заменила, а больше сил нет. Я обила все пороги, но никому ничего не надо. Я не могу добиться, чтобы мне сделали скат, чтобы хоть не на окна мне вода бежала, – говорит Нина Ивановна.

Полная реконструкция обветшалых деревянных домов – дорогое удовольствие. В бюджете города денег на это, как водится, нет. А очистка и покраска фасадов с помощью волонтеров обходится в среднем в двадцать тысяч рублей за дом. Деньги на каждую акцию – это добровольные пожертвования самих волонтеров и тех, кто поддерживает движение "Фасадник".

– Когда мы покрасили первые дома, мы поняли, что эффект акции и ее цель – не только приведение конкретного объекта в порядок. А цепная реакция, когда другие люди начинают сами красить и приводить в порядок свои дома. Когда горожане, которые уже поучаствовали в акции, совсем иначе относятся к этому дому и к городу в целом. Они понимают, что своими руками мы можем что-то поменять. Ты не ходишь, не вздыхаешь – почему здесь грязно и некрасиво, а уже понимаешь, что можешь это все изменить. Как у Бродского: сначала появляется эстетика, потом этика. Это об этом. Когда мы видим дома в плохом состоянии, соответственно, настроение у нас не очень хорошее, все злые, сердитые, и менять ничего не хочется. А когда человек видит, что благодаря его усилиям хоть что-то в городе поменялось к лучшему, то и общая атмосфера в городе меняется, – уверена руководитель оргкомитета акции "Фасадник" Валентина Казимиренок.

Валентина Казимиренок
Валентина Казимиренок

Около 80 процентов домов, с которыми работают волонтеры, – это объекты культурного наследия, памятники архитектуры. Работу с ними авторы проекта согласовывают с региональной Службой охраны объектов культурного наследия Иркутской области. Эксперты следят за ходом работ, помогают с выбором краски, чтобы новый цвета соответствовали облику дома в прошлом. Нередко самой большой проблемой для организаторов акции становятся переговоры с жильцами и собственниками старых зданий – далеко не все поддерживают начинание активистов.

Были случаи, когда жители домов накрывали огромные столы в знак благодарности

– Достаточно разная у людей бывает мотивация. Кто-то говорит: нам это незачем. И просто как бы закрываются стеной и ничего не хотят слушать. Если дом в совсем плохом состоянии, люди надеются, что его признают аварийным, снесут и они получат новые квартиры. А, мол, если ​его вдруг покрасят, то они точно никогда не съедут, потому что с обновленным фасадом его не запишут в ветхие и аварийные, – говорит Валентина Казимиренок. – И вот так многие годами живут в таких совсем неприглядных домах и не хотят никаких перемен вообще.​

Но все-таки чаще обитатели старинных усадеб выходят на акцию вместе с волонтерами.

– Были случаи, когда жители домов накрывали огромные столы в знак благодарности. Мне кажется в таких ситуациях, что я попадаю на какое-то семейное торжество. Для нас это всегда очень приятно и важно. Очень важно еще, что соседи из других домов, видя это все со стороны, начинают искать пути, чтобы попасть в проект. Или же они сами выходят и приводят фасад своего дома в порядок, – говорит Валентина Казимиренок. – А значит, что-то в нашем городе начинает меняться к лучшему.​

Впервые акцию "Фасадник" в Иркутске провели в 2017 году. За два сезона волонтеры привели в порядок фасады 50 старинных деревянных зданий. В акциях приняли участие не менее 200 горожан.

Сергей Маяренков
Сергей Маяренков

– Мы не гонимся за статистикой. Сколько людей собралось, столько собралось. Мы приглашаем тех, кто чувствует, что может организационно включиться. Это процесс самостоятельный. Он никем не финансируется. Если есть внутри города энергия проводить акцию и она будет поддерживаться самими горожанами, "Фасадник" будет жить, – говорит автор проекта Сергей Маяренков.

Жители Иркутска сами сохраняют и восстанавливают уникальную деревянную архитектуру
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:01:34 0:00

На сайте "Фасадника" организаторы акции подробно рассказывают о своем опыте, который при желании можно перенести в любой другой город страны.

...

XS
SM
MD
LG