Ссылки для упрощенного доступа

Олигархи былых времен


Игорь Куртуков
Игорь Куртуков

В Европе любят гербы. Их рисуют на стенах, высекают на пьедесталах, лепят на карнизы, выкладывают мозаикой на полу. Общественные здания обычно украшены целыми рядами гербов. Нередко их подписывают, ну, чтоб знали. Вот на флорентийском il Duomo под одним из гербов я наткнулся на знакомую фамилию – PCE PAOLO DEMIDOFF. Pce – это сокращение от principe, князь. Paolo, значит Павел. Демидофф – само собой понятно. Непонятно было, однако, почему князь? Ведь Демидовы графский род, и почему вдруг во Флоренции?

Герб князя Демидова на фасаде флорентийского собора
Герб князя Демидова на фасаде флорентийского собора

Выяснилось, что Демидовы, устроив на Урале и в Сибири "опорный край державы", нередко предпочитали проживать свои деньги в Европе. Николай Никитич, правнук основателя династии, так почти безвылазно жил во Флоренции, выправив себе место посланника при дворе великого герцога Тосканского. Там и помер. Сын его, Анатолий, продолжил отцовское начинание.

Анатоль и стал первым князем в роду Демидовых.

История тут такая: захотелось Анатолю Демидову породниться с Бонапартами. Как раз освободилась племянница Наполеона Матильда – до того была помолвлена с будущим Наполеоном III, а тут помолвка расстроилась.

Герб новоиспечённого княжества включал в себя демидовский родовой, наложенный на флорентийский, и, само собой, двух медведей

Однако отец невесты, Жером Бонапарт, полагал такой брак мезальянсом, ибо дочь его была принцессой, а жених всего лишь граф. Но, видать, поток нижнетагильских денег во Флоренцию был настолько могуч, что тосканский герцог Леопольд II не мог не оказать Анатолю дружескую услугу и возвёл его в княжеское достоинство, создав специально для этого дела княжество Сан-Донато (по имени демидовской виллы). Герб новоиспечённого княжества включал в себя демидовский родовой, наложенный на флорентийский, и, само собой, двух медведей. Девизом выбрали Аcta non verba ("Дела, а не слова").

Брак, впрочем, не задался. Анатоль желал сохранить вдобавок к жене свою прежнюю любовницу, а добрая католичка Матильда была яростно против. Через семь лет супруги разошлись. Матильда оставила себе пожизненные алименты 200 тыс. золотых франков в год (после смерти Анатоля выплаты легли на его наследников), а Анатоль оставил себе княжеский титул.

Зато законных детей князь не остaвил, и титул князя Сан-Донато в 1870 отошёл eго племяннику, Пал Палычу Демидову. Его имя мы и видим на фасаде главного флорентийского собора. Тут дело в том, что европейские соборы строятся очень долго. Многие сотни лет. Фасад считается самой неважной частью. Например, собор святого Лаврентия в той же Флоренции до сих пор фасадом не обзавёлся (вон внизу на фото). Два важных флорентийских собора – Святого Креста и Святой Марии – получили свои фасады только в конце XIX века, в том числе и на нижнетагильские деньги Демидова. Так уральская фамилия украсила собой фасад главного флорентийского собора.

Заодно примерно тогда же Демидову во Флоренции поставили памятник. Ну, не живому Пал Палычу, а его деду – Николаю, посланнику при дворе. Так во Флоренции появилась площадь Демидова. Сам Пал Палыч помимо резного мраморного герба на фасаде удостоился почётного гражданства. Родился Пал Палыч в Веймаре, а умер во Флоренции, правда, немало жил в России.

После смерти Пал Палыча князем Сан-Донато и владельцем уральских заводов стал его сын, Элим. Этот родился в Вене и, хоть состоял на русской службе, служил больше по дипломатической линии, в России показывался редко.

Игорь Куртуков, бизнесмен

Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции

XS
SM
MD
LG