Ссылки для упрощенного доступа

Градус безумия


Илья Латыпов

Есть мысли. Есть интерес порассуждать о психологии и психотерапии, немного – про историю. Но... Я читаю интервью главы Совбеза Патрушева о том, что Ивана Грозного уже в XVI веке очернили западные русофобы, желающие отвлечь внимание европейцев от того, что творилось в их странах тогда (читаю и понимаю, что этот человек – идеологически правильно мыслящий невежда). Читаю о том, что США прекращают выдавать туристические визы россиянам. Моя лента в фейсбуке полна сообщений про массовые аресты, и уже пара человек из тех, на кого я подписан, арестованы на разные сроки.

Вижу расширяющуюся шпиономанию с судами над учёными. Читаю про фактические запрет и уничтожение любой реальной оппозиции нынешней власти (а термин "системная оппозиция" я вполне четко определяю как "бутафорская"). Множатся дисклеймеры про "иностранных агентов". Язык дипломатов перестал быть языком дипломатии – это уже язык войны. Некоторые из моих бывших "френдов" верноподданически пишут потрясающие вещи в стиле "зрелые люди всегда способны сотрудничать с системой, а незрелые – противостоят ей" и шлют проклятия наймитам Запада или "одураченным западной пропагандой".

Язык публичной политики быстро деградирует, скатываясь все ближе к самому дну, на котором – отточенные формулировки Вышинского "расстрелять, как бешеных собак" и требования "от всех доярок нашего колхоза навсегда и беспощадно раздавить троцкистских собак, разинувших поганые пасти на нашу Родину". Я читаю про нарастающие изоляционистские тенденции повсюду. В конце концов, я читаю поправки в закон о просветительской деятельности – и не перестаю удивляться деградации законотворчества.

И самое страшное – как мне кажется, психологический барьер из страха перед войной все больше и больше истончается. Слово "война" вошло в обычный обиход не как синоним Второй мировой, а как текущая история или как очень вероятное будущее. Меня за последние два месяца несколько человек в тревоге спросили: как ты думаешь, будет война?

История учит нас тому, что она ничему не учит. Я когда-то читал про Сараево – как стремительно город, принимавший Олимпийские игры, деградировал до первобытного состояния. Несколько лет назад я читал обстоятельную и ужасающую книгу про геноцид в Руанде, и отголоски "Радио тысячи холмов" я уже слышу в моей стране. А вслед за этим радио шли варвары, и я не питаю иллюзии – чем выше уровень развития цивилизации, тем проще ее обрушить. Отключите электричество – и всё погрузится в хаос. А ведь это так просто сделать... От цветущего Сараево до мертвого города, хоронящего свои голоса, – очень маленькая дистанция.

Про всё это читаю, про это думаю – и пока о другом сложно. На праздники сделал себе каникулы и схожу, если все получится, в поход на несколько дней. Мне очень хочется побыть в стороне от этого безумия, посмотреть на плывущие по синему небу облака, полазить по скалам, дышать запахом распускающихся почек, любоваться первыми цветами, послушать водопады и побродить по морскому берегу. Да, даже клещей посжигать – всё как-то возвращает к простым и понятным вещам, напоминающим о том, что весна приходит и что я очень-очень хочу, чтобы она приходила вновь и вновь, и еще не раз. И что когда-нибудь этот градус безумия (не только с российской стороны, но здесь, в России, я лучше всего ощущаю местное...) разрядится не через войну, а через отрезвление. И можно будет еще раз, например, увидеть красные скалы Большого Каньона...

Илья Латыпов – психолог, Хабаровск

Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции

XS
SM
MD
LG