Ссылки для упрощенного доступа

Топонимика раздора: как якутяне пытаются переименовать площадь в центре Якутска


Памятни Платону Ойунскому на площади Орджоникидзе
Памятни Платону Ойунскому на площади Орджоникидзе

В Якутске местные общественники пытаются переименовать площадь Орджоникидзе и назвать ее именем основателя якутской литературы, погибшего в годы сталинских репрессий Платона Ойунского. В этом году будет отмечаться его 130-летний юбилей. Резко против переименования выступают местные коммунисты. Региональные власти также опасаются топонимов, связанных с национальной историей. При этом не исключено, что в городе появятся уличные названия, связанные с войной в Украине.

Разбираемся, как в городских топонимах отражаются политические перемены и почему смена уличных названий каждый раз становится в России проблемой идеологической.

Источник: ГоворитНеМосква

Площадь Орджоникидзе
Площадь Орджоникидзе

Переименовать "Оржанку"

Две главные из шести площадей Якутска связывают горожан с советским прошлым. Одна, негласно имеющая статус республиканской, носит имя вождя мирового пролетариата Владимира Ленина, вторая – революционера Серго Орджоникидзе. Свое название площадь, которую чаще называют городской, получила в 1957 году. Это популярное место в столице Якутии. Летом здесь горожане устраивают неспешные прогулки. Зимой на площади впервые по стране зажигается елка, а когда температура поднимается до минус 30, что означает по местным понятиям "потеплело", здесь дети катаются с деревянных горок.

На площади две достопримечательности: фонтан и памятник государственному деятелю, поэту и основателю якутской литературы Платону Ойунскому. Его открытие праздничным фейерверком столица Якутии отметила ноябрьским вечером 2003 года. Бронзовая статуя с модернистской аркой была установлена рядом со зданием Саха театра, которому имя поэта было присвоено еще при его жизни в 30-е годы прошлого столетия. Наличие этих двух элементов общественники считают веской причиной для переименования "Оржанки" (народный топоним), в площадь Ойунского.

Впервые об этом заговорили в 2002 году, но идея не нашла поддержки в столичной мэрии. Спустя 11 лет общественники выступили более решительно. Сначала с письменной просьбой о присвоении площади имени Ойунского к мэру Якутска обратились 24 участника круглого стола, организованного духовной семинарией Якутской и Ленской епархии. Затем аналогичное письмо с 32 подписями общественники направили в республиканское правительство.

Революционер, олонхосут, ученый, "враг народа"

"Ойунский" – это литературный псевдоним, который придумал себе Платон Алексеевич Слепцов (1893–1939), взяв за основу имя своего рода "Ойуун ууса" ("Род шамана"). Потом он принял его как фамилию. С ней и вошел в историю. Переименование – обычный сюжет того бурного времени для революционера. Ленин, Сталин, Троцкий… – все они придумывали себе имена.

Его нынче назвали бы self made man. Родился в семье бедняков, рано осиротел, шестеро братьев и сестер Платона умерли в детстве. Из-за безнадежной бедности родителей учиться он начал только в 14 лет. Чтобы прокормить себя, нанимался работником в обеспеченные семьи. В 1917-м окончил Якутскую духовную семинарию. Затем два года учился в Томском учительском институте на историческом отделении. К этому времени стал убежденным революционером.

В Томске он вступает в ряды Красной гвардии, встречает Октябрьскую революцию. В 1918 году вступает в РКП (б).

Платон Ойунский
Платон Ойунский

Но не только коммунистические идеи увлекают его в ту пору. Томск – центр областничества, идеологии деколонизации Сибири и развития федерализма, связанной с именами Потанина и Ядринцева. Эти мотивы определенно прочитываются в письме Платона Ойунского, написанном 13 октября 1917 года:

"Цель областничества и автономии – децентрализация и полное национальное самоопределение национальных меньшинств со смешанным населением… Нам необходима автономия территориально-национальная и культурная – полная вплоть до федеративного устройства (…). Я лично признал бы автономию широкую и полную с правом устройства на федеративных началах внутри области (…). Сибирь должна быть федеративной по отношению метрополии, со своим финансом (…). Централизм власти подавляет творчество и гений народности, а децентрализм власти дает силу и возможность каждой народности проявить свой творческий гений в области суда, закона и культуры".

Талант певца-импровизатора, сказителя олонхо (якутского героического эпоса) будущий революционер, поэт и этнограф раскрыл в себе еще учеником семинарии. Позже он воссоздаст олонхо "Ньургун Боотур стремительный", в котором 36 тысяч стихотворных строк.

Еще в студенческие годы Платон выпускал рукописные журналы, создавал литературные кружки, печатал свои первые тексты, переводил русских классиков. Есть версия, что первое стихотворение будущего писателя появилось еще в ученическом журнале и было посвящено русскому классику Льву Толстому. Сам Ойунский первой пробой пера называл свою драму "Волна жизни", написанную в 1916 г. Долгое время считали, что литературным дебютом Ойунского был перевод "Рабочей Марсельезы" Петра Лаврова на якутский язык по заказу революционера Ем. Ярославского в 1917. В этом же году он начал писать свое самое известное произведение – драматическую поэму "Красный Шаман".

Ойунский воспевал Октябрьскую революцию, стоял у истоков создания Якутской автономии, был на государственных должностях. В 1921-м он – председатель Губревкома Якутии, в 1922 году председатель Совнаркома, в 1923 году председатель Центрального Исполнительного Комитета Якутской АССР, позднее занимает другие государственные должности. Продолжает литературную работу. Занимается наукой – в 1935 г. защищает кандидатскую диссертацию по лингвистике.

В конце 1937 года Ойунского избрали депутатом Верховного Совета СССР от Якутии. Уехав на первую сессию, в Якутск он не вернулся: в феврале 1938 года Ойунского арестовали на обратном пути, в Иркутске. Его обвинили в руководстве националистической контрреволюционной организацией, которая якобы собиралась свергнуть советскую власть в Якутии и передать республику под протекторат Японии. Ойунский то признавал себя виновным и писал покаянное письмо Ежову, то отказывался от показаний и объявлял голодовку… Через 637 суток мучительных допросов и пыток он умер в тюремной больнице.

В 1955 году Ойунский был посмертно реабилитирован. Потомки постарались увековечить память земляка. Еще в советское время в честь писателя были названы государственная премия, а также улицы в Мирном, Нерюнгри и Вилюйске, литературный музей в Якутске. В 2019 году имя Ойунского было присвоено столичному аэропорту в рамках проекта "Великие имена России".

Топонимы как идеологический фронт

Победившая идеология и доминирующий этнос всегда внедряют свои названия, объясняет профессор Северо-Восточного федерального университета Ульяна Винокурова. Площадям и улицам присваивали имена исторических личностей не только при Советах.

"Это везде так. И как явление не связано с конкретной исторической ситуацией, – говорит доктор социологических наук. – Смена идеологии и изменение маркеров границ превосходства культур, процессов трансформации идентичности общественных групп обязательно проявляются в смене названий пространственных маркеров, вплоть до названия государств".

Предложение переименовать "Оржанку" вызвало горячее обсуждение в якнете. В опросе популярного портала Ykt участвовали 4 тысячи пользователей, они оставили более 300 комментариев. В основном якутяне согласились с идеей присвоить площади имя Ойунского.

Да, конечно, в Якутске уже есть улица Ойунского. Но, как отмечает общественник Владислав Коротов, улица эта – всего лишь часть магистрали, а площадь находится рядом со зданием тюрьмы НКВД, в которой писателя замучили до смерти. Еще и потому назвать площадь именем Ойунского имеет смысл. Напоминание, укор, искупление…

Однако предложение "закенселить" Орджоникидзе резко осудили коммунисты. Нельзя, говорили они, перечеркивать свое прошлое, Ойунский, мол, как коммунист, не одобрил бы забвение имени своего идейного учителя, – наставляли горожан представители КПРФ.

Лидер якутских коммунистов Виктор Губарев раскритиковал предложение столичных властей организовать общественное обсуждение идеи. Он осудил городскую администрацию за "восхищение капитализмом" и попытку "выглядеть перед народом продолжателями дела основателей государственности республики".

"Мы, коммунисты Якутии, требуем остановиться мэра Якутска в своем желании втянуть народ в дискуссию о переименовании площади Орджоникидзе, противопоставляя в нашей памяти двух выдающихся людей – Орджоникидзе и Ойунского", – заявил Губарев.

Новая площадь – новое название

В ответ Айсен Николаев, занимавший тогда пост мэра Якутска второй год, назвал заявление Губарева манипуляцией общественным сознанием. А по сути спора градоначальник не исключил возможность "увековечить память Ойунского иным путем, не переименовывая площадь". В поддержку этой стратегии высказались провластные общественники и представители партии власти. Они призвали назвать именем Ойунского новую площадь, которая непременно будет заложена в будущем.

В итоге Общественная палата Якутска по поручению главы города провела повторное голосование на портале Ykt, которое не определило большинство за "площадь Ойунского". Тогда Николаев сказал, что если нет единодушия, то переименования площади не будет, вспоминает общественник Антон Жондоров. Архив опроса после закрытия популярного портала в 2022 году не сохранился.

"Популистская тема"

Площадь сохранила старое имя, но общественники не угомонились. Очередной виток дискуссии пришелся на 2018 год. Широкого обсуждения уже не было. Примечательно изменилась аргументация коммунистов, выступающих по-прежнему резко против переименования площади Орджоникидзе. Сказались веяния времени. В дискуссии появились геополитические мотивы.

"История не продается. Нельзя же, в конце концов, брать пример с властей нынешней Украины или стран Балтии, которые таким путем пытаются разыграть национальную карту и переписать историю",заявил лидер якутских коммунистов Виктор Губарев.

Вновь про переименование заговорили летом 2021 года. Предложение поступило главе Якутии Айсену Николаеву во время инспекции "Оржанки", сообщили проправительственные СМИ. Кто именно поднял давний вопрос, был ли он рассмотрен, толком неизвестно. Во всяком случае, никаких решений принято не было.

Главе Якутии вновь предложили переименовать площадь летом 2021 года
Главе Якутии вновь предложили переименовать площадь летом 2021 года

Тему могут продвигать разные политические силы под свои конкретные задачи особенно перед выборами, считает политолог Андрей Данилов. Однако он сомневается в ее актуализации перед нынешними, хотя кампания предполагается масштабная. Якутяне будут выбирать главу, депутатов парламента и города Якутска.

Теме переименования, как он считает, помешает украинская повестка. "Власти не хотят аналогий с соседней страной. Плюс пропаганда вбивает обывателю, что борются с топонимами только по ту сторону границы. Она также активно использует ностальгию по СССР. Власти сейчас будут озабочены другим. Им придётся как-то объяснять людям, почему улицы и площади будут названы в честь деятелей "ДНР", "ЛНР", которые, я предполагаю, не были в Якутии даже туристами. Но разнарядка есть, и регионам придётся выполнять", – считает эксперт.

Не время для регионализма?

Редактор сайта о правах коренных малочисленных народов Indigeous Russia Дмитрий Бережков считает, что в этом вопросе не стоит рассматривать позицию коммунистов как стратегическую, в нем главные игроки – это федеральный центр и региональная власть. Хотя глава республики Айсен Николаев проявляет абсолютную лояльность федеральному центру и выполняет все его требования, но заметно, что якутская власть десятилетиями выстраивает государственность, усиливая региональные и этнические особенности.

"Это и рост количества представителей якутского народа в органах власти, и многие другие процессы. Они означают, что республика в правовом поле абсолютно подчиняется федцентру, но в голове держит мысль о том, что надо быть готовой к самостоятельности. Условно, если бы повторилась ситуация "берите свободы столько, сколько хотите", то Якутия – единственный регион в Северо-Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, который одномоментно решился бы на это. Учитывая это и нынешнее непростое время, любой признак обособления, проявления этничности, регионализма, а вопрос переименования площади является таковым, федцентр будет воспринимать как сепаратизм, даже если это не соответствует действительности", – считает наш собеседник.

По мнению эксперта, в таких вопросах, которые в Москве могут принять за демонстрацию излишней самостоятельности, региональной власти, что называется, "и хочется, и колется". С одной стороны – республика полностью подчиняется федеральному центру, с другой – не прочь воспользоваться случаем и показать, что у нее есть свой особенный путь, считает Дмитрий Бережков.

Фонтан на площади Орджоникидзе
Фонтан на площади Орджоникидзе

Айсен Николаев, еще когда был главой города, по вопросу переименования площади сказал, что будет так, как решат люди, напоминает журналист. "Это осторожная и правильная с точки зрения управленца позиция, которая позволяет в любой момент поддержать либо мнение народа, либо какой-либо группы или федерального центра. Кроме того, это означает, что местная власть не закрывает для себя дверь в этом вопросе", – говорит Бережков.

Однако, по его мнению, вопрос, который не был решен за 20 лет, сейчас точно как минимум отложат еще на несколько лет. Не те времена, да и условия другие.

В этом году Якутия отметит 130-летие Платона Ойунского. Дата требует широких жестов, которые власти могут использовать и в качестве предвыборной агитации. Пока разговоры на эту тему не ведут ни политики, ни общественники. Но до ноября еще есть время, в течение которого хватка Кремля может и ослабнуть.

Такая разная Россия. Региональные медиа на «Свободе»

Говорят, журналистика в России закончилась. Это неправда. Да, только после 24 февраля были заблокированы сотни российских медиа. Да, каждую пятницу журналистами пополняется минюстовский список иноагентов. Да, уже небольшой пост в социальных сетях сегодня чреват столкновением с карательной мощью государства. Да, российский журналист, продолжая честно делать свое дело, рискует свободой, а иногда и жизнью. Да, десятки российских журналистов не по своей воле покинули страну за последние месяцы. Однако и сегодня в разных регионах большой и трудной для жизни страны остаются журналисты, которые пытаются честно делать свое дело, рассказывать о том, что эта жизнь представляет собой на самом деле, а не в отчетах чиновников. Рождаются новые медиа, созданные неравнодушными и смелыми людьми, верными принципам своей непростой профессии.

В проекте "Такая разная Россия" мы публикуем лучшие их материалы, посвященные жизни российских регионов

XS
SM
MD
LG