Сразу после региональных выборов, меньше чем за месяц в четырех сельских школах Иркутской области были уволены их директора. Они заявляют, что причина увольнения – отказ агитировать за кандидатов от правящей партии.
2 октября администрация не продлила трудовые договоры с директорами четырех школ Черемховского района Иркутской области. Директор школы в селе Верхняя Иреть Леонид Завозин и руководитель школы села Балухарь Ксения Антипина обратились с официальной жалобой к омбудсмену Иркутской области и публично объявили о том, что в районной администрации от них требовали вести агитацию за кандидатов, поддержанных мэром района единороссом Виктором Побойкиным.
Вот что рассказал Радио Свобода директор верхнеиретской школы Леонид Завозин:
Сказали, что договор всего на месяц из-за грядущих выборов. И что от их результатов будет зависеть, продлят с нами контракт или нет
– 29 августа, как обычно перед началом учебного года, директоров школ района собрали в местном районо на подписание трудового договора. Только на этот раз с некоторыми из нас (совпадение, но это были директора школ в тех муниципалитетах, где планировались выборы глав) были заключены договоры всего на месяц – с 1 по 30 сентября. Раньше такого никогда не было. Каждого из нас по отдельности пригласили в кабинет начальника департамента образования района Светланы Шамановой. А там при подписании документов прямо сказали, что договор всего на месяц из-за грядущих выборов. И что от их результатов будет зависеть, продлят с нами контракт или нет. Прямо Шаманова фамилию "нужного" кандидата не называла. Намекнула, что это кандидат, которого поддерживает мэр района. Он сам из "Единой России", а в главы нашего Голуметского муниципального образования баллотировался только один единоросс – предыдущий глава Вера Лохова. Конечно, я сразу возмутился: что за угрозы?! Я 30 лет профессии учителя отдал, почти пять лет директором в этой школе отслужил, сутками там пропадал, чтобы что – вот так меня шантажировали?! Дело не только в том, что мне до пенсии два года осталось, я сам готов был в любой момент уйти, но по делу, а не вот таким гадким образом.
В Голуметское муниципальное образование с административным центром в селе Голуметь входит еще шесть населенных пунктов, в том числе и деревня Верхняя Иреть, в школе которой до октября работал Леонид Завозин. Сначала он, учитель физкультуры по образованию, несколько лет проработал там физруком. Позже стал главой Голуметского муниципального образования, выиграв выборы два раза подряд. На третьих по счету выборах он уступил нынешнему победителю Вере Лоховой. В этом году она уже второй раз подряд побеждает в борьбе за кресло голуметского главы.
– Я не удивлен этими итогами. Серьезных противников на этих выборах у нее не было, одни "технические" до списков дошли, – замечает Завозин. – Тем не менее на участке, который расположен в верхнеиретской школе, Лохова проиграла. А на остальных двух выиграла, как и выборы в целом. Но, видимо, из-за проигрыша именно на нашем участке, а также из-за того, что я публично заявил об угрозах и вообще начал возмущаться, в покое меня не оставили и уволили.
К слову, далеко не все односельчане Завозина убеждены в отсутствии реальных оппонентов у единороссов в Голумети. Однако абсолютно все говорят, что у остальных кандидатов не было шансов на победу из-за "административного ресурса Лоховой". Размышляет предприниматель из Голумети Николай Кулаков:
На честные выборы, признаться, не рассчитывали
– Я не согласен с тем, что все кандидаты были "технические". Я участвовал в этих выборах от партии "Справедливая Россия". И Лохову обошел по числу голосов как минимум на одном участке – в той самой школе Завозина. И на других участках тоже многие голосовали за меня: в целом отрыв по всем трем участкам составил всего 40 голосов. Хотя на честные выборы, признаться, не рассчитывали. Лично я и многие мои односельчане наблюдали картину подкупа голосов: собирались группы неблагополучных граждан в поисках "покупателя", родные Лоховой им внимательно указывали на место, где происходила оплата. И "такса" была всему селу известна – 500 рублей за каждый голос. Так что если бы не такой наглый подкуп, выборы она бы точно проиграла. И, конечно, далеко не техническому кандидату. Об увольнении Леонида Вениаминовича я, конечно, знаю, слышал. Село небольшое, все на ушах стоят! Если он готов бороться, это замечательно. Чем могу, обязательно помогу. Думаю, так большинство местных поступит.
По данным переписи 2010 года, на всей территории Голуметского образования проживает всего 2420 человек, большая часть – 1866 человек – живет как раз в Голумети. В деревне Верхняя Иреть живет, по данным переписи, меньше 200 человек. Но большая часть трудоспособных жителей вынуждена ездить на работу в ту же Голуметь – в родной деревне работать негде.
– А какая там работа? Санитарно-фельдшерский пункт, школа, детсад да два магазина. Остальные едут в другие деревни, села. К примеру, к местному фермеру нанимаются, – говорит жительница Голумети Ольга Макаренко. – Да у нас многие не в своем селе работают. Вот директор Завозин тоже живет в Голумети, и в верхнеиретскую школу каждый день ездил за 14 километров.
Ситуация в деревне Балухарь Черемховского района практически не отличается от верхнеиретской. Разве что численность жителей деревни еще меньше – около полутора сотен человек. Местные жители говорят, что в деревне еще остаются семьи с маленькими детьми во многом благодаря 10-летней работе уволенной после выборов директора балухарской школы Ксении Антипиной. Балухарцы уверены, что слова главы районного департамента образования Шамановой о "серьезных недостатках в работе руководства школы" действительности не соответствуют, поскольку именно при руководстве Антипиной в школе появились золотые медалисты, дети стали выигрывать на областных соревнованиях и олимпиадах. Их слова подтверждает архив самого районо, в котором не оказалось ни одной документально зафиксированной претензии к директору или даже замечания.
Сама Ксения Антипина с журналистами сейчас разговаривать отказывается. Однако ее односельчане рассказывают, что у нее тоже был конфиденциальный разговор с начальником департамента образования и в этом разговоре звучали угрозы увольнения "в случае плохих итогов выборов". По словам балухарцев, директор подпись под месячным договором все же поставила, но сразу заявила, что агитировать не будет ни за какого кандидата. Примечательно, что выборы главы Каменно-Ангарского муниципального образования, как и в Голуметском МО, уже в третий раз подряд выиграл однопартиец мэра Черемховского района, кандидат от "Единой России" Александр Матвеев.
– Мы-то знаем ситуацию изнутри: Ксения Антипина отказалась в принципе агитировать за Матвеева, то есть пошла против Побойкина. Вот и причина ее увольнения. Тут дело даже не в Шамановой, ее глава района просто "подставляет", а в его личных амбициях. Видите ли, какая-то директор школы осмелилась против его воли выступить, а после публично заявить об угрозах и своем отказе агитировать, – рассуждает один из жителей деревни Михаил Орлов.
К слову, о том, как именно нужно агитировать за "нужного" кандидата, в районо школьным директорам не сообщили.
Как вы себе это вообще представляете – ходит директор по классам и агитки читает?
– Нет, конечно, не делал ничего такого и не собирался. Как вы себе это вообще представляете – ходит директор по классам и агитки читает? – задается риторическим вопросом Завозин. – Мое обращение к омбудсмену, как видите, от увольнения не спасло, но я руки не опускаю – буду бороться дальше. Иск, к примеру, в суд направлю, потребую признать увольнение незаконным. Если Ксения Антипина присоединится, буду только рад.
В аппарате омбудсмена нам сказали, что Антипина, по их сведениям, несмотря на отказ комментировать ситуацию, против несправедливого увольнения готова бороться.
– В интересах Завозина и Антипиной омбудсмен намерен выступить с иском, сделаем все возможное. Ксения Антипина не сложила руки, хотя ее школу целых четыре раза проверяли за последнее время, но она готова бороться, – сообщает консультант аппарата уполномоченного по правам человека Приангарья Виктория Хангаева. – Правда, мы не можем помочь тем директорам, которые сами не хотят бороться за восстановление в должности. Вот, к примеру, бывший директор школы №1 из Михайловки Елена Ушакова сама не обратилась к нам за поддержкой. За Ушакову просили михайловцы – к нам пришло письмо в ее поддержку за подписью 200 жителей поселка.
12 сентября (через день после муниципальных выборов) заявление по собственному желанию подписали сразу два руководителя школ из поселка Михайловка – Елена Ушакова и Оксана Спешилова. Сами экс-директора молчат, однако их коллеги и большая часть местных жителей уверены, что уволиться их вынудили из-за провала на выборах местного единоросса.
Выборы главы этого рабочего поселка (административный центр поселения Михайловка с 7700 жителями) в единый день голосования проиграла начальник департамента образования Черемховского района Светлана Шаманова, выдвинутая партией "Единая Россия". Она набрала вдвое меньше голосов, чем самовыдвиженец Андрей Рихальский. Михайловцы считают, что этот проигрыш был предсказуем.
– Так скажем, в нашем поселке ее недолюбливают. Шансы у нее были невелики, – признается учительница сельской школы Лариса Мельникова. – С другой стороны, Елена Ушакова, по моим сведениям, ушла сама, по собственному желанию. Заставили? Но зачем? Она же агитировала за кандидата, за которого ее просили?! Всю нужную работу провела.
Другие сельчане считают, что Ушакову, как и директора школы №3 Спешилову уволили "показательно", из-за проигранных единороссом Шамановой выборов. Сейчас Елена Ушакова находится в больнице и от комментариев отказывается. Однако знакомым сельчанам экс-директор рассказала, что устала конфликтовать с районным департаментом образования.
В аппарате иркутского омбудсмена говорят, что им продолжают писать жители Черемховского района с жалобами на то, что с директорами еще как минимум шести школ перед выборами заключили договоры только на месяц. Сам мэр Черемховского района единоросс Виктор Побойкин, поддержать протеже которого как раз и требовали у школьных директоров, от развернутых комментариев отказывается и говорит только, что "вмешательство уполномоченного по правам человека в управленческие решения является излишним".