"Не делайте то, о чем придется пожалеть!" Как символ войны Z оказался на куличах и детских безрукавках

Барак в Новосибирске

Российские регионы захлестнула волна пропагандистских акций с использованием символов российской агрессии – букв Z и V. Сайт Сибирь.Реалии разбирался, кто и почему организует бесконечные "Z"- и "V"-флешмобы, а также почему на этот раз военная истерия, разжигаемая властями, все-таки не становится массовой.

20 орловских дайверов в знак поддержки российских военных устроили шествие по шею в воде с флагами в руках. Местный филиал ВГТРК транслирует картинку: люди в черных гидрокостюмах в ледяной жиже маршируют в районе слияния рек Ока и Орлик, скандируя: "За Россию!", "За президента!".

Перед погружением участники выстраиваются на берегу латинской буквой "Z". Этот символ войны, используемый практически во всех подобных "флешмобах", в независимых телеграм-каналах уже успели назвать "патриотической полусвастикой". По достижении цели, опять же на берегу, водолазы образуют "V" – еще один знак, получивший известность после того, как весь мир увидел фото российской тяжелой техники с буквой V на борту на улицах разоренных и сожженных украинских городов.

За два месяца, прошедшие с вторжения России в Украину, ежедневные новости о перформансах, политических акциях и флешмобах в поддержку развязанной властями войны стали вполне привычными.

Именно две эти литеры – Z и V – взятые на вооружение российской пропагандой, за шестьдесят дней войны успели появиться в самых странных местах. От пасхальных куличей в Шадринске до гигантской головы Ленина, украшающей центральную городскую площадь в Улан-Удэ.

Ранее в своем расследовании авторы "Медузы" связывали появление этих символов войны с совместными усилиями "пиар-блока министерства обороны", управляемого Андреем Яриным, блока внутренней политики Администрации президента и RT, пропагандистского канала Маргариты Симоньян.

Сайт Сибирь.Реалии попытался разобраться, как именно пропаганда использует два этих символа и почему на улицах российских городов в основном их вывешивают не рядовые граждане, а провластные структуры.

Дом, в котором живет Z

Буква войны появилась на старом ветхом бараке в отдаленном микрорайоне Новосибирска – Затоне. Баннер с лозунгом – "Za победу!" – висит рядом с огромным рекламным плакатом местного депутата, руководителя Сибирского межрегионального координационного совета партии "Единая Россия" Виктора Игнатова.

Этот барак не первый год разваливается на глазах его жильцов, а городские власти так и не смогли найти застройщика, чтобы переселить людей из опасного жилья.

Построили барак в далеком 1943 году для школы фабрично-заводского ученичества, но вскоре он превратилась в общежитие. А дом переделали под жилой.

Всего в нем 18 квартир. Часть приватизированы, часть муниципальные, некоторые стоят пустые, какие-то сдаются. Горячей воды никогда не было, но ее можно получить, если слить из батареи отопления. Жители в свое время скинулись на выгребную яму – централизованной канализации здесь тоже нет. От ямы и основные проблемы дома – ЖЭУ вовремя не откачивает ее содержимое, которое заливает подвал и портит фундамент. Пол в коридоре первого этажа выгнулся и превратился в пригорок.

– О плакате нас никто не спрашивал, знаю, что кто-то из местных собирал на него деньги. Но кто и почему выбрал для него наш дом – неизвестно, – рассказывает житель дома Виктор.

– А вы бы согласились повесить такой плакат?

– Нет, конечно.

– Почему?

– Без комментариев. Я бы убрал этот плакат – зачем он?

Смотри также "Нельзя привыкнуть, что идет война". Российский драматург пожелал соотечественникам поражения в Украине


Виктор жалуется на рост цен и признается, что уверен: война теперь надолго. Его сосед, собственник одной из квартир Александр, на вопрос, повесил бы он плакат сам, воздерживается от прямого ответа.

– Войну устроили, а тут люди даже помыться не могут. Все печально. Когда будут этот дом сносить и строить новый – неизвестно.

Еще одна собственница, Елена Григорьевна, живет в доме 30 лет.

– У нас есть одна активистка, то есть у нее собственность в нашем доме, но сама здесь не живет. Это она дала добро на то, чтобы этот плакат повесили, – объясняет Елена. На чьи деньги и кто именно вешал, не в курсе: "вроде бы в какой-то группе в интернете собирали".

На вопрос, поддерживает ли она войну, Елена отвечает с некоторым вызовом: "А вы разве нет?" И тут же вздыхает, что "в связи с такой ситуацией в стране" теперь вообще неизвестно – будут жильцам барака строить что-то новое взамен или нет.

Театральный кейс

Массовой истерии "патриотизма", подобной той, что захлестнула Россию после аннексии Крыма в 2014 году, сегодня не видно. На машинах нет ни георгиевских ленточек, ни наклеек а-ля "Можем повторить".

Буквы Z и V все чаще оказываются лишь на общественном транспорте, да на зданиях госучреждений. Причем кому именно принадлежит инициатива такого "украшательства" – самим сотрудникам или их начальству – каждый раз выяснить сложно.

Еще в начале войны огромная Z, выкрашенная в цвета георгиевской ленточки, появилась на фасаде новой сцены столичного Театра имени Табакова. Инициатором акции стал сам худрук учреждения, доверенное лицо Путина и популярный актер Владимир Машков.

Спустя две недели в Сибири свой перфоманс устроил Алексей Песегов, художественный руководитель Минусинского драматического театра, чьи спектакли, к слову, регулярно фигурируют в конкурсных программах престижной "Золотой Маски".

По соцсетям разошлось видео этого сценического действа: держа изображения буквы Z, актеры и их худрук с просветленными лицами поют песню "Под окном черемуха колышется" и по очереди озвучивают свою национальную принадлежность. В финале звучит фраза Песегова: "Мы – россияне. И своих мы не бросим!" Ролик, размещенный на официальном ютьюб-канале театра, собрал 81 лайк и 1200 дизлайков.

– Это не политическая акция, ни с какими властями я ее не согласовывал, ее придумали я и часть актеров, – говорит Песегов. – Вторая часть актеров в ролике сниматься отказалась, вежливо. Это их право, я никого не заставлял, никакого насилия над ними здесь с моей стороны не было. Это наша гражданская позиция, мы выступили в поддержку президента и его действий.

О том, сколько сотрудников отказались участвовать в акции и почему, Песегов говорить отказывается. Но уверен, что зрители на его стороне:

– У нас патриархальный город, я не думаю, что кто-то из зрителей обиделся, – сказал худрук Минусинского театра и положил трубку, завершив разговор.

Карен Оганисян – единственный из актеров театра, кто участвовал в акции и согласился поговорить. На фото, опубликованном на его странице во "ВКонтакте", он изображен в образе силовика: при погонах и с "Макаровым" в руках – это одна из его ролей. Говорит, что о разногласиях в театре относительно ролика ничего не знает.

– Ни от кого не слышал, что кто-то не поддерживает, дискуссии не было, в театре к ролику нормально отнеслись, насколько я знаю, – уверяет он, не желая, как и его худрук, отвечать на дальнейшие вопросы. – Я думаю, и так все понятно. Я поддерживаю Россию и вам советую!

В том, что центр принятия решений о начале кампании по пропагандистской мобилизации находится в Кремле, политолог Аббас Галлямов, много работавший поликонсультантом в российских регионах, не сомневается.

– Сам механизм понятен: на совещании у Кириенко принимается решение, что нужно создать картину народного ликования, даются команды кураторам регионов, которые их начинают обзванивать и требовать от губернаторов или их заместителей по внутренней политике что-то делать. Те рассылают указания по муниципалитетам, – говорит Аббас Галлямов. – Самые успешные кейсы аккумулируются в Кремле и рассылаются обратно, как образцы, которые нужно тиражировать. Форма, в которой это происходит, может быть разной: письменная методичка, письмо, телефонный звонок, это уже неважно.

Дети в поддержку войны

Уже с первых дней войны к акциям в поддержку вторжения России в Украину стали привлекать детей. В Мончегорском доме-интернате для умственно отсталых детей, расположенном в Мурманской области, подростки в инвалидных креслах держали альбомные листы с все той же Z, нарисованной красным. В Казанском онкологическом хосписе тяжелобольных детей и их родителей сотрудники учреждения выстроили в букву Z прямо во дворе.

На этом фоне акция, устроенная новосибирской детской танцевальной студией "Динамит", выглядит практически заурядной. У крыльца местного ДК дети в белых безрукавках с черными Z исполнили танец под патриотическую песню Газманова.

Руководительница студии Кристина Юдина участие властей в организации акции отрицает. Она говорит, что в Украине недавно был ранен ее брат-контрактник, теперь он проходит реабилитацию в одном из бурятских госпиталей. Ролик записывался для него.

– Инициатор этого ролика я. Когда мой брат попал на войну, мне пришла в голову такая идея: цель была оказать какую-то поддержку нашим военным, – рассказывает Кристина. – Я как услышала эту песню Газманова, сразу решила поставить танец, чтобы отправить видео в госпиталь ребятам, в Улан-Удэ. Никто нас не нанимал, никто нам ничего не приказывал, это чисто моя инициатива, ни с какой администрацией мы этого не согласовывали, мы его снимали для себя. Скандал вышел потому, что к журналистам обратилась мама одного из детей. Но родителей никто не заставлял, никто из них, кроме нее, не был против. Они сами эти буквы нашивали.

Конечно, может, лишним было букву Z крепить, но получилось так, что мы в последний момент заказали жилеты, чтобы прикрыть пуховики, но, будучи однотонными, эти жилеты не слишком хорошо смотрелись. Вот мы и прикрепили к ним буквы, чтобы не сливалось. Видео мы это отправили брату, ему понравилось, но нигде публиковать не стали, потому что там не очень удачный монтаж, в будущем мы его обязательно перепишем и повесим, но уже без букв, – говорит руководительница коллектива.

Смотри также Уроки истории от Грозного до Путина. Как "оградиться от милитаристского угара"

Школа пропаганды

Во многих российских школах уроки теперь начинаются с поднятия флага и исполнения национального гимна. Это новшество вовсю обсуждается в пабликах во "ВКонтакте".

Олег Христов

Это Псевдопатриотизм, он у каждого Свой. А из под палки будет Национал-Социализм.

Сергей Поломошнов

Гитлер@юнг набирает обороты. Оружие выдавать будут? Опять же всех педагогов в расход пустят шалопаи малолетние. Ух, веселые времена грядут товарищи.

Алла Роговцова

Правильно. А то не знают ни цветов флага, ни слов гимна. Раньше все знали. А сейчас только айфонами голова забита.

Сева Панченко

Патриотический дух поднимается комфортными условиями и возможностями реализовать себя в нашей стране, а не песнопениями каждую неделю.

Сергей Боярко

А кто опоздает к песнопению или ошибется и запнется- того отчислят как оскорбившего патриотические чувства властей?

Тем временем в Татарстане детсадовский "праздник", посвященный агитации за "спецоперацию", руководство детского сада "Индиго" едва ли устроило лишь "для себя". 16 апреля видео с мероприятия, как и ролик "Динамита", оказалось в сети, вызвав неоднозначную реакцию.

"Может, президент правильно поступил, что начал войну на Украине, чтобы защитить Дарину, Дину, Софу? Может, правильно?" – вкрадчивым голосом вещает воспитательница и просит дошкольников в возрасте от 2 до 5 лет "проголосовать" за войну. И настаивает, что "раз уж война началась", нужно "идти до конца".

Видео разошлось в ряде пабликов во "ВКонтакте". Приводим некоторые из комментариев:

Татьяна Ермолаева

Ну это вообще за гранью понимания!!! Или мне одной так кажется? Сколько лет проработала в детсаду, но и в мыслях не могла представить, что Такое мероприятие можно провести в дошкольном учреждении!!! Люди!! Не делайте того , о чём впоследствии придется пожалеть!!!

Гафия Ахметова

Это кошмар! Зачем вы так учите детей? Куда смотрит отдел образования?

Байкова Ольга

Не знают, как выслужиться!!!

Светлана Тимофеева

Какой маразм. Несмышленым детям прививать ненависть и вражду к гражданам другой страны, вкладывать в головки, что война- это хорошо?! Полный бред.

Вячеслав Ермолин

За такое надо сажать организаторов и всех причастных к этому.

Между тем редакции Сибирь.Реалии удалось ознакомиться с методичками по проведению подобных мероприятий для школьников. Пришла она еще в марте, месяц назад.

– Письмо в школу с указаниями пришло только в обед, директор начала ходить по учителям и думать, что можно устроить, но уже физически не оставалось времени на какой то креатив, – рассказал нашему сайту педагог одной из государственных средних школ Казани, попросивший не называть его имени и точного места работы. – В итоге мы проводить ничего не стали, просто ученики прочли стишок на камеру.

Методичка, предоставленная редакции этим учителем, подробно описывает, как именно должны быть организованы акции в поддержку войны. В частности, учителям предлагается рекомендовать школьникам наносить на стены тематические граффити с хештегами. В вечернее время на окна административных и жилых зданий вывешивать все ту же Z, администрациям областей и городов, по примеру Кузбасской, использовать букву Z в своем названии в официальных документах в тех местах, где в русском названии их населенных пунктов имеется "з".

Учащимся и курсантам военных училищ обращаться к своим "старшим товарищам", которые находятся в Украине, с призывом: "Работайте, братья" – это еще один пропагандистский мем, впрочем, не получивший большого распространения. Всем остальным рекомендовано "выстраиваться в букву Z с флагами России" и клеить соответствующие наклейки на машины. Тут же приводится форма отчетности: "Наименование мероприятия", "Организаторы", "Охват" – которую нужно будут отправить "наверх".

– В 2014 году провластные акции были не менее убогими. Но на сей раз почти каждое из таких мероприятий становится скандалом. И это говорит о том, чем нынешняя ситуация отличается от той, что сложилась восемь лет назад, – говорит политолог Аббас Галлямов. – Это просто чиновники на местах соревнуются между собой: кто проявит больше лоялизма. Тот, кто командует мотоциклистами, может отправить мотоциклистов, а директор хосписа или глава РОНО смотрят, например, на министерство физической культуры и спорта региона и чувствуют, что отстают, на совещании у губернатора тех похвалят, а их нет. Вот и пользуются тем инструментарием, который им доступен.

Мусор на букву Z

В ряде случаев пропагандистская кампания носит просто откровенно карикатурный характер. В Томске буквой Z украсили кузова мусоровозов.

– Там своеобразный руководитель у компании, в городе он известен своим, говоря современным языком, токсичным поведением, – объясняет депутат Томской гордумы Давид Аветян, ранее выступивший против войны с Украиной.

Он согласен с тем, что в целом все подобные акции, как правило, организованы не рядовыми гражданами, а местными чиновниками. И подтверждает, что в его регионе эффективными их назвать нельзя.

– Например, автопробег 6 марта в поддержку войны – формально его организатором числится Томская областная федерация бокса. Но в сети были опубликованы видео, где конкретные сотрудники администрации инструктировали участников, как и что делать, – говорит Давид Аветян. – Никакого ажиотажа среди жителей, чтобы они сами вешали все эти знаки, в городе просто нет. Если не считать мусоровозы да психиатрическую больницу, где кто-то изнутри на окна наклеил эти буквы, на улицах знаков Z почти нет. То есть сами горожане их не спешат вешать, есть единичные машины, но, по моим ощущениям, зеленых, то есть антивоенных ленточек даже больше, чем этих.

В случае с Крымом технологии мобилизации работали. Причина же, по которой на этот раз "милитаристская истерия" не удалась, – проста, убежден Аббас Галямов.

– В 2014 году была победа. Та кампания была бескровной, а здесь война, реки крови. Там очевидный успех, а тут до успеха далеко и вряд ли вообще он будет. Это понимают все, даже самые яростные сторонники властей. Эффект "фургона с оркестром" предполагает присоединение к успеху. Это большая ошибка – считать, что сплочение вокруг флага бывает в ситуации трудностей. Нет. Особенно это характерно для авторитарной политической культуры, там присоединяются к победителю, – говорит Галлямов. – В этот раз весь интернет забит картинками падающих наших самолетов. Весь мир против, объявлены санкции. Перед Россией сейчас реально маячит поражение, и присоединяться к поражению никто не хочет. Поэтому и акции поддержки властям теперь в основном приходится симулировать. Делают они это так, как умеют.