"Продают человека на войну". Как должников берут в "добровольцы"

Приморский край, село Барабаш, военная часть 24776

Родственники 42-летнего жителя приморского города Большой Камень Сергея Бодалева рассказали Сибирь.Реалии о том, как его избили в военной части, чтобы заставить подписать контракт с Минобороны. С переломами ребер после побоев Сергей попал в госпиталь. А оттуда спецбортом его увезли на фронт. Родственники обратились в военную прокуратуру и Следственный комитет, но безрезультатно.

Правозащитники, опрошенные редакцией Сибирь.Реалии, подтверждают, что ими зафиксированы десятки случаев, когда в военкоматы под разными предлогами приводили людей, которых силой принуждали к подписанию контракта. Добиться потом расторжения такого контракта через суд не удается.

"Стал задыхаться прямо на плацу"

В военкомат Владивостока Сергея Бодалева привели, по словам его родственников, судебные приставы. Из-за многочисленных займов в микрокредитных организациях он задолжал несколько сотен тысяч.

– Но это же не повод заставлять его идти на смерть и убийство других людей? – возмущается его родственник Семен (имена всех собеседников изменены по соображениям безопасности). – Они пришли к Сереже домой 22 ноября и сказали, что сейчас поведут его что-то там оформлять, рассрочку или вроде того: "Мол, мы тебя заставим платить". Нам и в голову не пришло, что они его потащат в комиссариат.

Первый раз, говорят родственники, его избили в военкомате.

Избитый военными Сергей Бодалев

– Сначала слегка побили – чем-то тяжелым по голове, попинали. Обострились его проблемы с суставами. На следующий день повезли в часть в Уссурийске. Там его избили так, что ребра сломали. Он не смог дышать и упал без сознания прямо на плацу. Им пришлось вызвать скорую, чтобы трупа не было, – говорит Семен.

По его словам, телефон, карты и все документы у Сергея отобрали еще в военкомате, поэтому связаться с родными ему удалось, одолжив мобильный телефон у других пациентов госпиталя, куда его увезли. Именно тогда родственники узнали об избиении и о том, что Бодалева заставили подписать контракт в уссурийской части.

– Такие же покалеченные в том госпитале лежали. Они и видели, как его привезли военные. В справке, которую нам удалось выбить, тоже сказано, что с переломами его привезли из военной части 24776, к которой его приписали задним числом, – говорит Семен. – Медики сказали, что залечивать переломы ему будут дней двадцать, поэтому мы собирались его забрать в середине декабря. Но 12-го числа нам сообщили другие больные по палате, что его увезли военные.

Приморский край, село Барабаш, военная часть 24776

В части №24776, указанной в медицинских документах, редакции отказались комментировать госпитализацию. В военной прокуратуре, куда обращались родные Сергея, им до сих пор не ответили.

Справка о травмах поссле избиения в части Уссурийска

– 12 декабря его забирали [из госпиталя] те же военнослужащие, что притащили в ноябре. Конечно, ничего у него не зажило, переломы так быстро не заживают. Сергей отказывался [идти], но его никто не спрашивал – заломали и увели. Медперсонал стоял, смотрел – против военных тут никто не выступил, – сообщил другой пациент госпиталя №439 в Уссурийске на условиях анонимности.

Позднее Сергей успел дозвониться родным с чужого номера и сообщить, что его везут "на СВО" военным бортом. Ему так и не вернули ни его телефон, ни документы, ни карты. С 13 декабря он не выходит на связь с семьей.

– Банковские карты Сергея, которые привязаны к его телефону и вписаны в контракт, они тоже отобрали. То есть все деньги, которые ему переведут из Минобороны, получит не он, а те военные, что забрали его вещи, – говорит родственник Сергея. – Получается, у них такая схема по отъему денег у людей: приставы приводят должника в комиссариат или в часть, бьют до тех пор, пока он не подпишет контракт, а потом они отнимают все выплаты. По сути, продают человека на войну и, даже если у тебя есть родные, чтобы вступиться – никто не поможет, потому что всем плевать, если жалуются на военнослужащих. Получают миллионы вместо него, а его – в расход. Долги Сергея не такие уж огромные были, сотни тысяч [рублей], но не миллионы же.

Редакции Сибирь.Реалии удалось найти в судебных картотеках несколько уголовных дел с именем Бодалева. Согласно карточкам дел Шкотовского районного суда, за последние десять лет Сергей обвинялся в мелких кражах и угонах, а также был оштрафован за пьяную езду и невыплату долгов микрофинансовым организациям. В одном из последних судебных решений судья характеризовал Сергея как имеющего алкогольную зависимость безработного.

Новый уровень садизма

По словам правозащитников, именно такие люди чаще всего становятся жертвами сотрудников ФСИН и военных.

– У них уже схема: приставы выбирают должников с серией судебных штрафов и приговоров, под видом "работы с долгами" ведут их в военкоматы, а там уже военные "обрабатывают" на контракт. Кейсы с теми, кого избили при этом, у меня в работе есть давно. Они давят пальцы, бьют не сильно, но так, чтобы человек дезориентирован был – по голове, например, чтобы и следов не оставалось. Запугивают, держат без воды по несколько часов. Но такого случая – чтобы избили до госпитализации – у меня еще не было, – говорит правозащитник из Сибири, специализирующийся на помощи военнослужащим, которые пытаются расторгнуть контракт. – Это какой-то новый уровень садизма. И чувства безнаказанности у военных. По идее, выбить под пытками подпись под контрактом можно почти у любого – мы видим, что они дошли до предельного уровня насилия. Прокуратура и СК привычно не реагируют, когда поступают жалобы на военных. То есть уже ничто не мешает им схватить любого человека и насильно отправить на войну – никакая повестка не нужна.

Родственники солдат срочной службы регулярно жалуются на принуждение к контрактам под пытками, избиениями или под угрозами застрелить. Родные также сообщали о случаях, когда в Минобороны вербовали обманом ментальных инвалидов, в частности, людей с умственной отсталостью.