Ссылки для упрощенного доступа

"Обряд простирания"


Андрей Филимонов
Андрей Филимонов

Во время подготовки к выборам президента России и в день голосования почти всё было не смешно. Собчак обливает Жириновского водой в прямом эфире. Не смешно. Классный руководитель делает запись в дневниках первоклашек: "Уважаемые родители! 18 марта, пожалуйста, отправьте мне СМС о том, что вы проголосовали". Тоже не смешно. Средневековые рыцари опускают в урну бюллетени. Совсем не смешно.

Сейчас, вспоминая ту "рокировочку", я думаю, в каком прекрасном мире мы жили. Крым и Донбасс были всего лишь географическими понятиями, доллар стоил тридцать рублей, в магазинах продавался сыр, а не его имитация из пальмового масла

На мой взгляд, во всей этой праздничной имитации демократии был только один безусловно комический момент – подвоз избирателей на участки. И даже не сам факт подвоза, а его объяснение: плохие дороги. То есть власть совершенно честно заявила гражданам: "Дорогу в вашем районе мы за восемнадцать лет нашего правления так и не построили, но вот вам автобус, езжайте и проголосуйте за нашего кандидата, которому нет альтернативы в обозримом светлом будущем!" Граждане отнеслись к ситуации с пониманием, сели в автобусы и отправились голосовать. Вот это по-настоящему смешно. Потому что какие после этого могут быть претензии к власти?

Среди сибирских регионов о рекордно высокой явке отрапортовала Республика Бурятия. Здесь на участки явились почти 80 процентов избирателей, большинство из которых отдали голоса за В.В. Путина.

Местные информационные ресурсы восхищались мужеством жителей мест отдаленных, преодолевающих бездорожье и распутицу, чтобы выполнить свой гражданский долг. В новостной ленте можно найти фотографии бурятских всадников в национальных халатах, которые прискакали к урнам, словно из позапрошлого века.

Я нарочно привел Бурятию в качестве примера. Дело в том, что традиционной религией здесь является тибетский буддизм. В 18-м веке, после присоединения этой территории к России, Екатерина Великая узаконила в забайкальском крае духовную власть Хамбо-ламы. За это буддийское духовенство объявило русскую императрицу воплощением бодхисаттвы Белая Тара. Когда Екатерина умерла, бодхисаттвой стал ее сын, Павел I, и так далее, вплоть до наших дней. Президенты России, с точки зрения бурятских буддистов, также являются инкарнацией Белой Тары. Когда в 2009 году Дмитрий Медведев посетил Иволгинский дацан, ламы хотели совершить перед ним обряд простирания, но Дмитрий Анатольевич смущенно отказался от божественных почестей, а три года спустя и вовсе перестал быть бодхисаттвой, добровольно вернув этот титул Владимиру Путину.

Сейчас, вспоминая ту "рокировочку", я думаю, в каком прекрасном мире мы жили. Крым и Донбасс были всего лишь географическими понятиями, доллар стоил тридцать рублей, в магазинах продавался сыр, а не его имитация из пальмового масла. Триллионы рублей еще не были потрачены на разработку новейшего оружия массового уничтожения.

Это что касается достижений минувшей путинской шестилетки. Страшно подумать, какие перспективы сулит нам выбор, сделанный электоратом 18 марта. Один из первых вопросов, заданных вновь избранному президенту России, звучал так: "Собираетесь ли вы участвовать в президентской кампании 2030 года?" Путин ответил риторически: "Я что, до ста лет буду здесь сидеть?" А почему бы нет, учитывая достижения современной медицины? Лично я легко представляю эту картину: гарант остается с нами после 2030 года и, посетив однажды Иволгинский дацан, принимает божественные почести как должное.

Андрей Филимонов – томский писатель и журналист

Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции

XS
SM
MD
LG