Новость о победе "Царь-птицы" на Московском кинофестивале, скорее всего, удивила непросвещенных зрителей. Якутский фильм? В Якутии снимают кино? Для большинства жителей России сама Якутия – величина неизвестная, как вся Россия для европейцев – далекая холодная страна на Востоке, где редкое население разбросано по бескрайнему ландшафту.
Однако в этом году "Золотой святой Георгий" Московского кинофестиваля отправился именно в Якутск. Международное жюри единогласно присудило главный приз режиссеру Эдуарду Новикову, чей фильм "Царь-птица" – это притча о людях и богах. О том, как жили-были старик со старухой, правда, не у синего моря, а в заснеженной тайге. Одинокие пожилые люди собирались тихо отпраздновать Рождество, как вдруг с неба спустился орел и занял место в их доме, в красном углу, рядом с иконами.
– Орел – это важный образ якутской мифологии?
– Да, очень важный, потому что он символизирует солнце и приход весны. Это светлый образ. Когда в Якутии наступает весна, первыми прилетают орлы. Люди видят их и говорят: "Эту зиму мы пережили". Осенью орлы улетают, но герой нашего фильма, точнее, героиня, потому что это орлица по имени Тумара – остается с людьми. И с этого момента для них начинается время испытаний, – рассказывает режиссер Эдуард Новиков.
– Фильм "Царь-птица" снят по рассказу якутского писателя Василия Яковлева "Со мною состарившаяся лиственница". Действие рассказа происходит в 1930 году. Но в фильме мы не видим практически никаких примет новой советской эпохи. Ваши герои живут как будто вне времени, их мир ограничен домом, за порогом которого начинается бесконечный лес.
– Именно такое чувство возникло у меня, когда я прочел рассказ Яковлева. Мне показалось, что там очень точно передано мироощущение наших предков, в первую очередь – их наивность и чистота. Старик испытывает чувство вины из-за того, что в юности разорил орлиное гнездо. Он вспоминает об этом благодаря шаману, и дальше сквозной темой фильма становится покаяние.
– Вы говорите о чувстве личной вины? Или переносите его на весь якутский народ, утративший связь с прошлым?
Возникла какая-то пустота, которую люди стараются заполнить православием и традиционными верованиями
– Я бы сказал, что это личное чувство, присущее каждому, кто родился в советское время, пережил давление идеологии. Я тоже был пионером и комсомольцем. Помню, как наступил 1991 год, и все это исчезло, а взамен возникла какая-то пустота, которую люди стараются заполнить православием и традиционными верованиями. Мы хотели рассказать нашу историю очень простым киноязыком, понятным широкому зрителю.
Размышляя о феномене якутского кинематографа, критик Антон Долин насчитывает десять причин его успеха, среди которых важнейшей является связь со зрителем: "Ни одна картина не снимается для Путина, Минкульта, Канн, "Оскара", продюсера или себя любимого. Только для публики".
Кинобум в Якутии – это реальность. Кроме государственной компании "Сахафильм" здесь работают несколько частных кинокомпаний. Каждый год на экраны республики выходят детективы, фильмы ужасов, исторические картины и произведения артхаусного кино. Наибольшим успехом пользуются фильмы на якутском языке. Некоторые из них становятся национальными блокбастерами. Первая режиссерская работа Эдуарда Новикова "Айыы уола. Посланник небес" (производство кинокомпании "Арт Дойду") при бюджете три миллиона рублей заработала в прокате более десяти миллионов. Тоже рублей, но на их месте, при более масштабной раскрутке фильма, могли быть и доллары.
– Якутские фильмы хорошо окупаются в республиканском прокате, – говорит Эдуард Новиков. – В 2014 году я снял "Посланника небес", очень трогательную историю молодого певца, которого звали Александр Самсонов. "Айыы уола" был его сценический псевдоним. Он ушел из жизни совсем молодым, в двадцатилетнем возрасте, и его песни до сих пор необыкновенно популярны. На киностудии "Арт Дойду" решили снять байопик "Айы уола" – этот проект оказался коммерчески успешным.
За последние годы “Сахавуд” (так называют в Якутии национальное кино) выпустил ряд интересных картин разных жанров. Фильм-нуар “Мой убийца” вышел в широкий российский прокат в 2016 году и получил народное признание от рецензентов сайта "Кинопоиск":
“Здесь нет никакой провинциальности, вялого изложения или неуверенных киноприемов”.
“Я увидел новую, потаенную Россию, которая меня восхитила“.
“Если такими темпами идти дальше, через какие-нибудь десять лет якутские фильмы будут на голову выше московских. И это не шутка!”
Cамым кассовым якутским фильмом 2017 года стала мелодрама о начинающей певице "Кэрэл. Невидимая красота", заработавшая в местном прокате десять с половиной миллионов рублей.
– Насколько я понимаю, у “Царь-птицы” тоже был весьма скромный бюджет – три миллиона рублей.
– По-моему, даже меньше. Я точно не знаю, – отвечает Эдуард Новиков.
– Как можно снять полнометражное игровое кино на эти деньги?
– У нас в Якутии все так снимают. Три миллиона рублей, считайте, хороший бюджет. Десять лет назад местные режиссеры ухитрялись делать фильмы за 100–150 тысяч, и все равно получалось неплохо. Единственный раз, когда в Якутии снимали настоящий блокбастер, фильм про Чингисхана, за большие деньги – все закончилось скандалом. ("Тайна Чингис хаана" – международный проект 2009 года, совместное производство Якутии, Монголии и Германии, провалился в прокате, собрав вдвое меньше израсходованных на его производство двухсот миллионов рублей. – СР)
– За прошедшие десять лет что-то изменилось? Есть ли сейчас в Якутии какая-нибудь программа господдержки национального кинематографа?
– Поддержка есть, но она какая-то сумбурная. В принципе, известный в республике режиссер имеет шансы получить через Министерство культуры (Республики Саха. – СР) несколько миллионов. Раньше они охотно давали деньги на хорошие проекты. Но в этом году все программы урезаны в связи с кризисом. Поэтому главная поддержка для нас – это якутские зрители, которые ходят на наши фильмы. Рынок сбыта местной кинопродукции небогат – три кинотеатра в столице республики и некоторое количество кинозалов в районных центрах (улусах), которые, разумеется, далеки от технического совершенства. Но это даже своего рода плюс – производителям фильмов не нужно тратиться на качественный саундтрек, который все равно не прозвучит в суровых условиях якутского кинопроката.
Именно поэтому развитие киносети в районных центрах стало важным пунктом республиканской программы "Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012–2019 годы".
– Кроме того, ежегодно выделялось пять миллионов рублей на развитие и укрепление национального кинопроизводства, – рассказывает Ирина Энгелис, руководитель отдела развития профессионального искусства и кино Министерства культуры и духовного развития РС. – К сожалению, в этом году финансирование на поддержку кино сокращено, однако мы подали заявку в республиканский Минфин и надеемся, что после успеха “Царь-птицы” на Московском кинофестивале нас поддержат.
В Министерстве культуры Республики Саха верят в светлое будущее “Сахавуда”. Денег нет, но якутское кино в тренде. В интернете можно найти списки “Якутских фильмов, которые стоит посмотреть”. У этого кино безусловно существуют свои поклонники за пределами республики. А теперь, после вердикта Московского кинофестиваля, их круг наверняка расширится.
– Якутия, наверное, единственный регион в России, по крайней мере, мне неизвестны другие случаи, где бы происходил такой подъем национального кинематографа. С чем вы это связываете?
В Якутии, в отличие от других субъектов РФ, существует своя государственная кинокомпания
– В Якутии, в отличие от других субъектов РФ, существует своя государственная кинокомпания "Сахафильм", которая была основана в 1992 году. Ее содержание и заработная плата работников финансируется из бюджета республики, – отвечает Ирина Энгелис.
– Девяносто второй год. Казалось бы, не самое подходящее время для запуска региональной киноиндустрии?
– Так и есть, когда в стране закрывались не только киностудии, но и промышленные предприятия, наши кинематографисты инициировали создание государственной кинокомпании, а Минкультуры и президент республики поддержали эту инициативу.
Первая попытка воплотить в жизнь мечту о собственной киностудии была предпринята правительством Якутии в 1990 году. Во ВГИК, на курсы Армена Джигарханяна, отправились несколько десятков талантливых выпускников якутских школ. На родину не вернулся ни один. Казалось, что новые времена не благоприятствуют смелой идее. Но попытки выучить собственных мастеров киноискусства предпринимались в Якутии вновь и вновь, до тех пор пока к началу двухтысячных не появилось поколение национальной киноинтеллигенции. Среди них – Эдуард Новиков, в 2001 году окончивший Институт кино и телевидения в Санкт-Петербурге.