Ссылки для упрощенного доступа

"В 7 часов там уже все ломали, все рушили местные жители..."


В райцентре Усть-Абакан республики Хакасия местные жители разграбили и разгромили цыганский табор. Пять дней, подсчитали пострадавшие, продолжалось мародерство. Призывы о помощи в полиции не услышали, заявляют цыгане.

В один день все проживающие в Усть-Абакане цыгане, взяв самое необходимое, покинули свои добротные капитальные дома. Всего порядка 500 человек. Даже для цыган, привычных, казалось бы, к перемене мест, такая поспешность – не норма. Это был не просто переезд – бегство.

В домах цыган сейчас - погром
В домах цыган сейчас - погром

До мая 2018 года никаких претензий у русскоязычного населения Усть-Абакана и табора друг к другу не было, хотя жили по соседству 18 лет. Все изменилось после смерти молодого парня Петра Богатченко.

Не думаю, что цыгане первые напали. Обычная бытовуха, резонанс случился, что это именно цыгане

– Петя с друзьями приехали на его участок примерно в обед, стали выпивать. Потом у них произошел конфликт, ну, какой-то мелкий, бытовой с цыганами, один из цыган зарядил в висок Пете, и все. Выскочил сосед, подбежал, Петя уже не вставал. Цыгане разбежались. Вызывали скорую, врачи констатировали смерть. Потом попросили цыган съехать. Может, власти, может, близкие Петра. Знаю, что морально давили на них друзья погибшего. Вот они испугались и переехали. Этого следовало ожидать. Про цыган ничего плохого сказать не могу, жили да жили, занимались своими делами. Не думаю, что цыгане первые напали. Обычная бытовуха, резонанс случился, что это именно цыгане. Стечение обстоятельств, не больше того. Могли быть люди и других наций, – говорит Ирина Филимонова, жительница поселка.

Место гибели жителя Усть-Абакана
Место гибели жителя Усть-Абакана

Участник драки, представитель цыганской диаспоры Лянк Драго, сразу же пустился в бега. Сейчас его разыскивает полиция за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Близкие погибшего сочли, что табор покрывает бежавшего Драго, после чего и начались угрозы всем оставшимся цыганам. Житель табора Николай Михай рассказал корреспонденту интернет-журнала "Новый фокус" о случившемся так:

– Кто-то из наших возле участка русского парня пил пиво и бросил пустые бутылки на землю. В это время приехал хозяин участка с друзьями, и вот они возмутились, якобы мы на их земле гадим. Пришли в табор, там увидели нашего мужчину и стали оскорблять и избивать. Наш земляк стал защищаться и ударил одного из нападавших, тот упал головой на камень и умер. Это дело случая. Мы не можем найти того, кто дрался, он скрывается, потому что боится, что его "закроют" и потом убьют.

Мы собрались и уехали, потому что наши женщины и дети запаниковали

Пускай наказывают того человека, который виноват. Есть на это правоохранительные органы. Мы помогли семье. Я извинился от всего табора, я лично сам, на колени даже встал. Что могли, мы все сделали. Мы собрали сколько смогли денег, помогли, собрали 2 миллиона рублей, вручили эти деньги отцу, дальше будем помогать детям. А вот наши дети, кто им поможет? Наших детей из-за этого инцидента в даже больнице не принимали. Я лично привез свою племянницу, полгодика ей, и не взяли. Даже слушать не хотят. Пришлось везти в Абакан, положить. У меня дочка беременная, я ее привез в больницу, они сказали: "Да ничего страшного". Боли какие-то в животе, давление поднялось у нее 140 или 150: "А дайте ей ношпу". Она беременна, на 5-м месяце.

Мы собрались и уехали, потому что наши женщины и дети запаниковали. Начали нам венки погребальные подбрасывать, стрелять. Мы выехали из табора в 6, в 7 часов там уже все ломали, все рушили местные жители. Я смотрел издалека, из машины, как наши дома разбирают и уничтожают. В милицию звоню: "У меня был приказ сверху, что барон продал по 10 тысяч все дома". Как? Если у меня документы на мой дом. Кто может продать мой дом? Вот сейчас засуетилась полиция усть-абаканская, потому что я обратился в прокуратуру, был в приемной президента, вот поэтому они зашевелились. Мы такие же люди. У нас большинство домов построены на материнский капитал! Я дойду до президента, до хоть кого, будь что будет. Убьют меня, что сделать? Я своего все равно добьюсь!

Если человека убили, чего им делать-то? Свернулись и уехали

На одной улице с цыганами жил, как он выражается, "душа в душу" Николай. Сейчас он говорит следующее:

– Захлестали парня. Никто им не угрожал. Если человека убили, чего им делать-то? Свернулись и уехали. Собрались в колонну из автомобилей и со своим бароном поехали.

Как только цыгане покинули свой поселок, опустевшие здания атаковали мародеры. Очевидцы говорят, что чужие вещи вывозились машинами на протяжении 5 дней. Сейчас на месте шумного цыганского табора бродят лишь брошенные хозяевами собаки и коты. Где-то выставлены стеклопакеты, многие окна разбиты. Всего разграблено 50 домов. Выломаны двери, везде кучки битой посуды, игрушек, тряпья. Из домов мародеры вытаскивали бытовую технику и даже сантехнику. Полностью уцелевших домов нет вообще.

Местный житель Николай
Местный житель Николай

Людей в поселке не осталось. Пара полицейских дежурит здесь круглосуточно. Воры действовали безнаказанно. Но, как уверяют в МВД республики, все бы было по-другому, если бы вовремя обратились потерпевшие.

Надо установить, что было продано, что было украдено, что повреждено, для оценки материального ущерба

– 21 мая в дежурную часть полиции Усть-Абаканского района поступило сообщение от граждан, проживающих в поселке Усть-Абакан, что несколько домов имеют повреждения. Сразу же на место происшествия выехали следственно-оперативные группы, провели осмотр места происшествия, сотрудники полиции опросили свидетелей, очевидцев и сразу же все объекты были взяты под охрану полиции и охраняются до сих пор. Заявлений от граждан на тот момент не поступало, и первое заявление от потерпевшего поступило лишь 23 мая. Главной задачей полиции было установление лиц, которые совершили правонарушение, параллельно этому устанавливались потерпевшие. Очень плохо, что люди, кто обнаружил, что часть имущества похищена или повреждена, не обратились в полицию. Необходимо установить ущерб, причиненный потерпевшим. Установлены жители поселка Усть-Абакан, которые приобрели предметы быта у граждан, которые проживали в этих домах и потом уехали. Надо установить, что было продано, что было украдено, что повреждено, для оценки материального ущерба.

В день обращения гражданина сразу же было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 158 УК РФ "Кража", в настоящее время проводятся следственные действия, ведется поиск лиц, совершивших преступление. Надеемся, что жители Усть-Абакана будут передавать информацию, если они что-то видели.Только потерпевшие могут сказать, что у них украли, а что они сами продали, – прокомментировал Сергей Кузнецов, начальник отделения информации МВД по Хакасии.

Что будет теперь с разоренными домами, когда полиция снимет охрану, не ясно. Цыгане разъехались по разным регионам Сибири, возвращаться в Хакасию они захотят едва ли.

...

XS
SM
MD
LG