Ссылки для упрощенного доступа

"Вы – предатели родины, вас надо расстреливать!"


В день выборов губернатора в Омске прошли массовые задержания сторонников Навального на митинге против повышения пенсионного возраста. По данным "ОВД-Инфо", всего было задержано 32 человека – это больше всего среди сибирских городов. В самом Омске называют цифры от 40 до 100 человек. Среди задержанных полицией оказался и корреспондент "Сибирь.Реалиий".

В течение последних полутора лет Омск снискал себе славу города, с одной стороны, политически активного – протестные акции тут были одними из самых многочисленных в Сибири, с другой стороны, лояльного к несогласным. До сегодняшнего дня оппозиционные митинги в Омске проходили относительно спокойно – обходилось без массовых задержаний. Но 9 сентября, в день выборов губернатора, этой традиции, похоже, пришел конец.

Задерживать стали примерно за час до того, как началось само мероприятие – организованный омским штабом Навального митинг-шествие против повышения пенсионного возраста. К двум часам в точке сбора – у магазина "Океан" на Иртышской набережной – находилось, по словам очевидцев, от 1500 до 2000 человек. Однако большая часть людей довольно быстро покинула мероприятие, увидев, что полиция в этот раз настроена серьезно. Те, кто посмелей, двинулись по набережной к центру города. Уже там, в центре, толпу удалось разделить. Чуть позже в подземном переходе около Театральной площади, где предполагалась конечная точка маршрута, случилась давка из-за того, что ОМОН перегородил выход. Если по ходу движения колонны полицейские "выхватывали" из толпы только тех, кто скандировал лозунги или нес плакаты, то здесь уже стали брать всех без разбора.

На данный момент точно неизвестно, сколько именно омичей было задержано. Людей отвозили в пять разных отделов полиции. Называются цифры от 40 до 100 человек. Практически все после стандартных процедур были отпущены. Тем не менее, есть и те, кому грозят административные наказания и даже уголовные.

Таких, как ты, умирает каждый день по несколько миллионов... Невелика потеря

В частности, на участника акции Сергея Семенова, пришедшего на мероприятие с плакатом "Вован, иди в пенсии", составлен протокол за "нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения". По неподтвержденной пока информации, одному из волонтеров штаба Навального Андрею Некурящих вменяют неповиновение полиции.

Задержание Ольги Картавцевой
Задержание Ольги Картавцевой

Координатора штаба Ольгу Картавцеву и организатора митинга Татьяну Зайцеву отпустили позже всех, уже после 10 вечера. Им вменяют статью 20.2, ч.2 – "Организация несанкционированного мероприятия". У Ольги изъяли телефон в качестве вещдока. Татьяну из отдела полиции возили в больницу на освидетельствование. Врачи не смогли зафиксировать ушибы и синяки, хотя при задержании ей выкручивали руки. Суды должны пройти завтра и послезавтра.

Помимо сотрудников штаба, волонтеров и активистов задержали и трех журналистов – автора этих строк, специального корреспондента "Новой газеты" Георгия Бородянского и корреспондента интернет-портала "НГС.Омск" Александра Зубова. Георгия и Александра "взяли" во время шествия, корреспондента "Сибирь.Реалий" за полчаса до того, как все началось. Сотрудники не представились и не сочли нужным объяснить, на каком именно основании производится задержание, которое растянулось на три часа, проведенных в полицейском участке.

Когда ее стала защищать дочь, их обеих скрутили и утащили

Но действовали относительно вежливо – вели в машину, а не волокли, спокойно общались и даже улыбались – возможно, от грубости уберег именно статус журналиста. С другими церемонились куда меньше. Одно из самых жестких задержаний выпало на долю интеллигентного вида дамы с тросточкой. Судя по всему, ей около 70 лет. Позже видеокадры этой сцены разошлись по соцсетям.

Error rendering VK.

​– Женщина стала говорить омоновцам, что их долг – защищать народ, – рассказывает очевидец событий Ольга. – С этого все и началось. На нее набросились. Она упала. Я попыталась вступиться, но меня никто не слышал. Женщине было явно плохо, от нее пахло корвалолом. Когда ее стала защищать дочь, их обеих скрутили и утащили.

Волонтер Сергей Литвинов говорит, что в автозаке сотрудники полиции долго допытывались у него, сколько ему заплатили за участие в акции.

– Говорили, что всем нам проплатили и таких, как мы, надо расстреливать около стенки. Называли нас предателями родины. Они пользовались тем, что забрали у нас телефоны и мы не могли ничего записывать, – рассказывает Сергей. – Один парень просил вызвать ему скорую, так как у него больное сердце. Видимо, стало нехорошо. А полицейские ему в ответ: "Таких, как ты, умирает каждый день по несколько миллионов, и ничего в этом такого нет. Невелика потеря. Ты умрешь, мир только чище станет". Когда он пожаловался на то, что ему не хватает воздуха, кто-то из полицейских со словами "Значит, будет еще меньше" закрыл люк. Издевательства и ненормативная лексика – вот чем запомнился мне автозак. И в какой-то момент я реально испугался за свою жизнь. Как только нам вернули телефоны, я запустил трансляцию. И тогда сотрудники полиции стали намного вежливее с нами общаться.

Волонтеры Марк Манн и Дмитрий Грунин попали в отделение полиции после того, как к ним подошли еще до начала акции люди в форме и сообщили, что разыскивают некоего преступника по ориентировке в рамках уголовного дела. На фотороботе был изображен мужчина-брюнет, а Дмитрий и Марк – светловолосые и не похожи ни друг на друга, ни на портрет. Тем не менее, их отвезли в участок на основании ориентировки. Однако в отделении о разыскиваемом брюнете в разговоре с ними уже никто не вспоминал. Интересовало полицейских совсем другое.

– Все вопросы касались исключительно мероприятия и говорили сами за себя, – улыбается Дмитрий. – Например, получали ли вы денежное вознаграждение за свои действия, когда, от кого, каким образом планировали отчитываться о своих действиях, каким образом организована связь, с кем? Проводился ли сбор, организовывался ли инструктаж участвующих в публичном мероприятии? Известно ли вам об участвующих и их количестве? Их имена, фамилии, отчества? Три листа вопросов в таком же духе. Отвечать я отказался.

Координатор штаба Навального Ольга Картавцева, юрист Анастасия Васильева и Татьяна Зайцева
Координатор штаба Навального Ольга Картавцева, юрист Анастасия Васильева и Татьяна Зайцева

​​Несмотря на массовые задержания, в целом настроение участников шествия было приподнятым. Одним из главных лозунгов акции стал призыв: "Вы нам надоели. Отнеситесь с пониманием". Плакатов в этот раз было не так уж и много, поскольку тех, кто их нес, сотрудники полиции по традиции останавливали особенно охотно.

Среди участников были люди разных возрастов и настроений. Одни возмущались пенсионной реформой, другие, в основном молодежь, рассуждали о том, что нашей стране как воздух необходима сменяемость власти. "Иначе получается, как при царе живем. Но он нам не царь!" – произнес один из ребят, по виду студент. Его товарищи одобрительно кивали.

"Пока есть люди, готовые отстаивать свои права, есть и надежда на то, что все будет в России хорошо", – переговаривалась между собой зрелая пара.

Любопытный случай произошел с участником акции, чье имя узнать, увы, не удалось. Он стоял на Театральной площади с флагом России, накинутым на плечи. Похоже, полицейские не очень хотели задерживать его в таком виде. Поэтому сначала они строго сказали молодому человеку, что государственную символику можно использовать только в дни гордости за свою страну. А как только он снял с плеч флаг, его тут же унесли в автозак.

...

XS
SM
MD
LG