Ссылки для упрощенного доступа

"Глаза будто выходили из орбит, он замерзал"

Кадр видео с Youtube-канала Eduardo Lainez

Жители Магаданской области спасли испанского велосипедиста, который едва не замерз в палатке на Колымской трассе. В Магадан Хосе Андрес Абьян Пахарес прилетел во второй раз. Впервые он здесь побывал в 2013 году, но провел в Магадане совсем недолго. Тогда он тоже привез с собой велосипед, но далеко от города не уезжал.

Живет путешественник в Сарагосе, работает дизайнером в колледже. На велосипеде он объездил полмира, был в Пакистане, Иране, Ираке, Таджикистане, Киргизии, Монголии, Сирии, Ливии, Марокко, Румынии. В Магадан же вернулся из-за того, что ему нравится Север – он много путешествовал по Центральной России и хотел увидеть Сибирь, горы и местную культуру.

Во время путешествия по трассе "Колыма" Пахарес остановился в придорожном кафе поселка Ларюковое, примерно в 385 км от Магадана. В это время трое ингушей, живущих в Сусумане: Ваха Чемурзиев, Мовсар Муцольгов и Аслан Хабриев, – ехали из дома в Магадан. Они остановились, увидели велосипед и удивились, потому что на улице было 50 градусов мороза.

"Что ты делаешь, что творишь?"

– Мы зашли в кафе и увидели, что там сидит турист, – рассказывает Ваха Чемурзиев. – Подошли к нему, попытались поговорить с ним по-русски, потом по-ингушски, по-английски, а потом поняли, что он испанец. Он рассказал, что едет на велосипеде на Байкал из Магадана. Мы стали ему объяснять, что он поздно приехал, потому что на улице мороз, и на велосипеде он никак не сможет проехать ни магаданский, ни якутский участок. Предложили отвезти его в Магадан. Но он сказал, что все равно поедет, ведь он опытный турист. Как могли его переубеждали, но ничего не получилось. Мы уехали по своим делам в Магадан, а он остался. Через 3 дня мы вернулись обратно. Когда возвращались, опять зашли в это кафе и поинтересовались, что стало с этим туристом. Нам сказали, что он поехал дальше.

Мы тоже поехали дальше, стали смотреть по сторонам, заезжать в села, заходить в магазины и спрашивать, не заходил ли странный человек – турист. Но никто о нем не знал. Мы на 100% были уверены, что путешественник эту дорогу не пройдет. Мы проехали Бурхалинский перевал (около 580 км от Магадана) и спустились на ровную дорогу. У нас сломалась машина – из-за мороза выдавило масло, и мы хотели доехать как можно быстрее – до Сусумана оставалось около 65 километров. Но вдруг на обочине мельком мы увидели что-то красно-оранжевое и подумали, что это может быть палатка туриста. Развернулись, увидели велосипед и поняли, что это действительно он.

Error rendering VK.

Подошли посмотреть, что с ним, я достал телефон и начал снимать. Кричали: "Маркус! Маркус!" – мы дали ему такое прозвище. Он не издавал ни звука, и мы подумали, что или там никого нет, или он уже замерз. Так как мы не знали, что делать в подобной ситуации, то решили кого-то вызвать, потому что замерзшего человека сразу заносить в тепло опасно. Была небольшая паника. Мобильной связи там нет, поэтому, чтобы кого-то вызвать, нужно проехать 60 километров.

Но тут "Маркус" с трудом открыл палатку, выглянул из нее. В тот момент мы увидели его глаза – они будто выходили из орбит, он замерзал. А еще в них были слезы. Еле как он вылез, и мы ему: "Ты что, дурак, что ты делаешь, что творишь? Поехали с нами!" Он сразу спросил: "В Сусуман?" – видел на карте ближайший поселок. Мы сказали, что именно туда, и все. Помогли ему сесть в машину, забрали его самые ценные вещи и пообещали потом вернуться за остальными. Все это происходило в 2–3 часа ночи. Где-то в 4 мы уже приехали домой и, так как не были уверены, что в гостинице будет тепло, чтобы он мог отогреться, мы пустили его переночевать в свою квартиру, в которой никто не живет. Купили ему еды, налили чай, постелили постель и отдали ключи, чтобы он сам себя закрыл: было видно, что он нас немного побаивался. Когда мы приехали туда днем, оказалось, что он уже сам походил по магазинам и вернулся в квартиру.

Хосе Андрес Абьян Пахарес и заместитель мэра Магадана Юрий Казетов

Потом мы повезли его в гостиницу, вызвали скорую. Ему сделали перевязку, поставили укол – у него болела рука, пальцы были чернющие. Дальше договорились с автобусом, чтобы туриста отвезли в Магадан и забрали все его вещи. На следующий день мы тоже должны были ехать в Магадан, чтобы лететь в отпуск. По дороге в аэропорт мы снова зашли в то же кафе Ларюкового. Было время обеда, возле него стоял автобус, мы зашли внутрь и опять встретили "Маркуса". Начали обниматься, поговорили еще, поели, чай попили, и там уже расстались.

– Часто приходится помогать на трассе замерзающим?

Помогать на трассе приходится, но редко и в основном летом. Зимой, по-моему, никто в Магадане не слышал, чтобы турист ехал на велике или мотоцикле. На машине еще можно, но тоже опасно: железо может заглохнуть, что угодно может случиться, а здесь рядом помощи нет, человек просто замерзнет за 5–10 минут, даже не успеет костер развести. Летом бывают случаи с туристами-мотоциклистами, у них может спустить колесо или еще что-нибудь сломаться. В этих случаях любой человек, живущий на трассе, сразу откликнется, поможет и сделает все то же самое, что сделали мы.

"Я не сумасшедший"

Хосе Андрес – опытный путешественник. Много времени он провел в Исландии. По его словам, там было теплее, чем в Магадане, но все равно холодно, и он проехал там много километров на велосипеде, часто ночевал в палатке. О температуре в Магаданской области он знал и готовился к ней. Уже в пути он почувствовал, что рукам холодно, но значения этому не придал, а во время ночевки у него спала варежка, и именно из-за этого он отморозил пальцы.

В 2020 году путешественник собирается подготовиться тщательнее и повторить попытку доехать до Байкала из Магадана, причем именно зимой, потому что "летом здесь много комаров и медведей". Сейчас же ему предстоит лечиться от обморожения 2–3-й степени. Его город находится в районе Арагонских Пиренеев, это самая высокая часть Пиренейских гор, где расположены высочайшие пики региона, поэтому многие туристы сталкиваются с подобными проблемами, и лучшие в стране специалисты в этой области медицины находятся именно там. На вопрос о том, как нормальный человек может решиться повторить экстремальное путешествие, Хосе отвечает: "Я не сумасшедший, я был ко всему готов. Я хочу жить много лет и увидеть Магадан еще не раз".

По его словам, этот маршрут – путешествие всей его жизни. Здесь он многому научился, встретил интересных людей, узнал, что люди здесь очень любезны и всегда идут навстречу. "Для меня это было самым неожиданным".

Спасшие испанца уже получили награду от главы Ингушетии. "За проявление качеств, присущих человеку, за сострадание, решительность действий, оказание помощи, за поданный пример, за демонстрацию того, что в жизни, даже повседневной, всегда есть место подвигу, выражаю вам благодарность от имени нашего народа", – сказал Юнус-Бек Евкуров и вручил спасителям почетные грамоты Республики Ингушетия и памятные подарки.

В Магадане парней наградят чуть позже, сообщают РИА Новости. "В День спасателя, 27 декабря, мы обязательно наградим этих ребят на торжественном собрании в региональном МЧС. Они повели себя очень грамотно, и, можно сказать, благодаря их бдительности и настойчивости этот человек жив", – сказал начальник ГУМЧС России по Магаданской области Любомир Муха.