Ссылки для упрощенного доступа

Стыдно


Константин Голодяев
Константин Голодяев

Художественный совет Новосибирска окончательно утвердил установку памятника Сталину в центре города. Из 16 экспертов, присутствовавших на заседании, за высказалось 11 человек, против – трое. Один воздержался. Памятник собираются поставить на территории регионального отделения Коммунистической партии накануне 9 мая этого года. Выглядеть памятник будет так:

Утверждённый проект бюста Сталину около обкома КПРФ (Большевистская, 29)
Утверждённый проект бюста Сталину около обкома КПРФ (Большевистская, 29)

"Восвояси уходит бронзовый,

Но лежат, притаившись, гипсовые.

Пусть до времени покалечены,

Но и в прахе хранят обличие.

Им бы, гипсовым, человечины –

Они вновь обретут величие!"

(А. Галич)

"А веревку с собой приносить?" Есть такой старый анекдот. Наш народ всё стерпит, простит и сам себя высечет, повесит, а заодно и расстреляет. Исторический менталитет. Досоветский ещё.

Вот и сейчас с этим памятником. Сказали "надо" – мы выбрали. Выбрали зло поменьше из предложенных, но выбрали сами. И зло от этого добрее не стало. Наоборот, почувствовало свою силу. И я не удивлюсь, если завтра нас поставят к этой красивой стенке, которую мы сегодня утвердили. Где тогда будут наши голоса.

Заседание Худсовета
Заседание Худсовета

Я приглашенный эксперт Худсовета. Могу обсуждать, но не голосовать. Мелькнула мысль встать и выйти из зала. Навсегда. Но это просто. А что будет здесь обсуждаться дальше? Смогу ли я в будущем влиять на принимаемые решения? Но сегодня история с памятником Сталину стала лакмусовой бумажкой для Художественного совета, для каждого его члена отдельно: "одобряю ли я лично 5 миллионов осуждённых за неправильные взгляды, из которых 1 миллион расстрелян, из них 130 000 только у нас, в малолюдной Сибири". Те, кто проголосовал, – те ответ знают.

Худсовет обновляется. Следующее заседание будет уже в другом составе. И как бы там ни было, но за эти два года кое-что отстоять удалось. И недопущение стелы четвёртому мосту в парке "Городское начало", некоторых нелепых малых архитектурных форм, дизайн "похоронных" памятных досок. Три раза Худсовет отвергал установку и этого бюста. К новому составу Совета у меня уже готов ряд первоочередных предложений, дабы не наступать на грабли.

Да, мы разные, да, я увожу обсуждение художественных достоинств этого памятника в политическое русло. Хотя, я бы всё-таки сказал – в общечеловеческое. Считаю вовсе неуместным обсуждать художественные достоинства и недостатки данного бюста, технические детали его установки и благоустройства при самой аморальности идеи этого произведения.

Те 11 человек, кто поднял руку за, проголосовали за памятник Злу в Новосибирске

Конечно, Худсовет испытал облегчение от решения этого затянувшегося вопроса. Да, мы не позволили поставить бюст ему в общественном, многолюдном месте: на Монументе славы, у дома офицеров, на пл. Сибиряков-Гвардейцев. Это очень хорошо. Этим можно гордиться. Но как-то само вспоминается известное стихотворение Александра Галича "Посвящение Пастернаку": "До чего ж мы гордимся, сволочи, что он умер в своей постели!"

А ведь всё равно те 11 человек, кто поднял руку за, проголосовали за памятник Злу в Новосибирске. За Сталина. Кто-то сознательно, кто-то "лишь бы не в центре", кто-то просто от усталости. Да, люди мы, человеки. Слабы. А вот он нет – он Зло. Он не спит и продолжает разрушать наше общество.

Ну, конечно, это эмоции. Их можно и отбросить. Можно найти в себе тысячу оправданий – ну, ведь всё равно фашизм победили, треть населения его уважают, треть безразлична, их всех тоже надо понять.

Осталось ощущение какой-то кулуарности произошедшего. И даже пресса не была приглашена. Более того, один из журналистов признался мне, что они слышали, что будет обсуждаться вопрос установки, но на телефонный звонок редакции ответили, что заседания Худсовета сегодня не будет. Может, попали не туда? Тем не менее, журналистов на заседании действительно почти не было. Видел одного. Плюс одна камера, которой, похоже, всё уже было ясно.

И во мне говорит вовсе не ненависть, как утверждают некоторые оппоненты. Наоборот, я, старый хиппи, стараюсь всё обрекать в любовь, в позитив. Вообще, я оптимист. Но во мне есть простое человеческое отвращение к данной личности. Так меня воспитал папа, такие посылы давали мне книжки, что в детстве читал. Наверное, поэтому голосовал не я, а стыдно почему-то мне.

Стенка исправит. А она уже почти построена. Вот она, сразу за ним.

Это будет 22-й памятник Сталину в Новосибирске, начиная с конца 1930-х годов. Во всяком случае из тех, которые мне удалось найти.

Памятник Ленину и Сталину около ДК Жданова (ныне "Энергия"), к. 1950-х (МКУК "Музей Новосибирска")
Памятник Ленину и Сталину около ДК Жданова (ныне "Энергия"), к. 1950-х (МКУК "Музей Новосибирска")

И ещё жаль, что мы его открываем к великому, всенародному празднику, Дню Победы 9 мая, а не ко дню рождения или смерти Тирана. Сначала угробить свою армию, репрессировать её командный состав, а потом стать спасителем страны – это тоже по-нашему.

Не первый раз говорю про мораторий на установку новых памятников. Тем более спорным личностям – Грозным, Николаям, Лениным, Унгернам, Сталиным, Ельциным и всем остальным. Личность какого бы ни было человека, жёстко разделяющего общество на противоборствующие силы, не может выставляться в публичном пространстве – я расцениваю это как провокацию к гражданской войне, что запрещено Конституцией РФ.

Нам больше заняться нечем? Да, у нас молодежь вообще ничего не знает ни про Великую Отечественную войну, ни про её участников, у нас нет памяти и о земляках-сибиряках, оставшихся на полях Первой мировой войны. Поле для просветительской работы необъятное. Истуканы здесь не помогут.

Решение и ответственность перед будущим лежит на нас, на каждом из нас. Свалимся ли мы опять во времена государственного людоедства? Что мы теперь скажем своим отцам, детям? Будет ли нам и нашему любимому, образованному, академическому городу стыдно за это решение?

Константин Голодяев – сотрудник Музея Новосибирска, член комиссии при губернаторе Новосибирской области по увековечению памяти жертв политических репрессий

Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции

XS
SM
MD
LG