Ссылки для упрощенного доступа

"Думайте сами, как выкручиваться". Тысячи российских туристов ждут помощи властей

Россиянин поставил палатку в аэропорту Стамбула в ожидании своего рейса

Тысячи россиян не могут вернуться на родину из-за отмены большинства регулярных и чартерных авиарейсов по всему миру. У многих заканчиваются деньги, пропали билеты, кто-то уже выехал из отеля, приехал на регистрацию и только в аэропорту узнал, что его рейс отменен. Между тем Россия с 31 марта сократила количество чартеров, которыми вывозит своих граждан из-за рубежа. Теперь Москва будет принимать не более 500 пассажиров в сутки. О некоторых застрявших за границей россиянах – в материале сайта Сибирь.Реалии.

Михаил Мишустин поручил выделить деньги для оказания финансовой помощи россиянам, не имеющим возможности вернуться на родину. О том, сколько средств будет выделено, кто именно может рассчитывать на эту помощь, когда и через какие каналы будут переводить деньги, пока информации нет.

Вьетнам

Москвичи Ирина и Михаил Рассуковские прилетели на вьетнамский остров-курорт Фукуок 14 марта. Поездку спланировали самостоятельно, без туроператора – так получалось дешевле. Собирались отдохнуть две недели, но теперь не смогут вернуться в Россию как минимум еще столько же.

Михаил и Ирина

– Мы должны были возвращаться в Москву с пересадкой в Бангкоке, – рассказывает Ирина. – И вот, 25 марта мы получаем сообщение: из-за коронавируса авиакомпания "Бангкокские авиалинии" отменила наш рейс из Фукуока. А раз мы не можем долететь до Таиланда, значит, уже не попадем на наш рейс из Бангкока в Москву.

Сначала нам сказали, что выход есть: нужно получить справку, что мы не заражены коронавирусом, и оформить страховку с покрытием на 100 тысяч долларов. Если у нас все это будет, то сможем въехать в Таиланд.

26 марта мы вылетели из Фукуока в Хошимин, чтобы оформить нужные документы и попытаться как-то улететь в Бангкок. За новостями во время перелета мы следить не могли. По пути разговорились с вьетнамским дедушкой, который хорошо говорит по-русски. Он нам и объяснил, что все, Таиланд закрыт. Никакие справки и страховки нам уже не помогут.

Мы обратились в посольство России в Хошимине, чтобы узнать, что теперь делать. Нам ответили: думайте сами, как выкручиваться. Ищите деньги, занимайте у родственников и знакомых. Найдете – покупайте новые билеты у "Аэрофлота" и вылетайте в Москву. А что цена на билеты запредельная, это неважно. Мол, после 1 апреля вообще неизвестно, что будет. И все, чем нам может помочь российское посольство, – это продлить визу. Консул договорился с миграционным центром, чтобы таким, как мы, – а нас собралось уже много – бесплатно продлили визу на месяц.

Найти деньги на новые билеты было непросто, ведь мы уже заплатили за билеты из Бангкока с Москву. Нам пообещали вернуть небольшую часть их стоимости, не всю сумму полностью и в течение двух месяцев. Пока ничего не вернули вообще. Самые дешевые билеты на "Аэрофлот" были из Ханоя, с вылетом 1 апреля. Вылеты из Хошимина тоже были – 28 марта, например. Но эконом-класс уже раскупили даже по завышенным ценам, а билеты в бизнес-класс стоили более миллиона рублей. Откуда у нас такие деньги? Пришлось покупать билеты с вылетом из Ханоя 1 апреля. За 70 тысяч. Это был самый дешевый вариант, хотя обычно такой же перелет стоит намного меньше.

31 марта мы прилетели в Ханой. И днем получили сообщение, что наш рейс отменен. Москва ввела ограничение на прием самолетов, поэтому Росавиация приняла решение об отмене рейсов. И до 15 апреля никаких вылетов из Вьетнама не будет вообще.

Мы сейчас общаемся с несколькими семьями, которые оказались в таком же положении из-за отмены рейса 1 апреля. У одних маленькие дети, другие покупают за свой счет уже третий билет и все равно не могут вернуться… Хорошо еще, что во Вьетнаме мы не столкнулись с негативным отношением к иностранцам, как в некоторых других странах. Впрочем, с настороженностью мы уже столкнулись – например, не во все магазины позволяют иностранцам войти внутрь.

Деньги у нас на исходе, приходится экономить. Отель нам теперь не по карману, будем искать дешевые апартаменты. Может, повезет, найдется нормальный человек, который не испугается, что мы русские.

Вернуться на Фукуок или в Хошимин мы больше не можем: во Вьетнаме с 1 апреля введен общенациональный карантин, все внутренние перелеты отменены. Завтра мы все, кто оказался заперт в Ханое из-за отмены рейса "Аэрофлота", собираемся в аэропорту. Будем решать, как нам выживать. Снимем апартаменты на всех, будем жить одной большой семьей, чтобы сэкономить. Станем питаться одними местными "Дошираками". Выхода у нас нет. Деньги заканчиваются. Наши знакомые оказались заперты в Перу, уже две недели спят на полу в консульстве, у них даже в отеле возможности поселиться нет. Так что нам еще повезло, – грустно улыбается Ирина.

Гоа, Индия

Вадим Молчанов, житель Забайкальского края, всю жизнь мечтал побывать в Индии. Он, учитель танцев, отправился на заработки в Москву, устроился охранником в супермаркет и в итоге смог собрать необходимую сумму. В Индию прибыл 8 января.

– Я отправился в шестимесячное путешествие: пожил в Нью-Дели две недели, поехал дальше в Мумбаи, затем на Гоа и случайно попал на съемки фильма, участвовал в массовке. А потом по приглашению кинокомпании мы отправились в поездку по городам. И все было хорошо до вспышки вируса. Мы были в отеле, готовились к очередным съемкам, как неожиданно приехала полиция и дала нам час на выселение, пришлось поехать обратно на Гоа, – рассказал Вадим Молчанов.

Вадим

В Индии сейчас действует комендантский час, на улице появляться нельзя, страна закрыта на карантин. Вадим решил возвращаться домой.

– Магазины работают только с 6.30 до 10.30, потом закрываются. В супермаркетах в это время много народу. Цены не завышают. Мы платим за гостиницу по 300 рублей в стуки. Индийцы нас подкармливают три раза в день, дают рис с горохом. Это неплохо.

По словам Вадима, сейчас из Индии в Москву можно улететь за 64 тысячи. Для многих, в том числе для него, это неподъемная сумма. В январе он прилетел сюда за девять тысяч.

– Если будут рейсы, то я рассматриваю стоимость от 20 до 30 тысяч, но никак не 60. Здесь много тех, кто не может себе позволить такие суммы. У многих средств почти не осталось, пропали билеты, деньги никто не вернул. Прошло уже больше недели. Помимо меня в отеле еще пять иностранцев, которые никуда не выходят. Из Казахстана, Франции ребята. Существуем дружно, палками нас тут никто не гоняет, местные к нам нормально относятся. Моих соседей по комнате их государства тоже не вывозят отсюда. В Индии продлили карантин до 14 апреля. Мы обращаемся к президенту, в МИД России – заберите нас, всех россиян, из Индии. Мы просим о срочной помощи. Много тут людей с детьми, пожилых людей.

Гостиница Вадима

Даже если удастся приобрести билет до Москвы и Россия готова будет принять рейс из Индии, добраться до аэропорта будет весьма затруднительно из-за строгого комендантского часа. Как и Вадим, не может выбраться из Индии жительница Красноярска Ксения Дуда.

– Я прилетела 28 января, путевка на 10 дней стоила 25 тысяч. Купила обратный билет на 28 марта, но к этому числу стали все отменять, завышать цены, особенно "Аэрофлот". Так как я прилетела сюда чартером, то должна из Гоа долететь до Дели или Мумбаи отдельным билетом, а оттуда уже до Москвы.

Нашла за 19 тысяч у "Аэрофлота". Но этот рейс на 7 апреля отменили. Отмена пришла 29 марта, мне предложили поменять билет на первое апреля. Я бы с удовольствием поменяла, но как мне добраться до Дели? Поезда не ходят, самолеты внутри страны не летают.

Живу я в доме на севере Гоа, на Калангуте. Плачу 15 тысяч, условия хорошие, хозяева, слава богу, тоже хорошие. Сейчас магазины открываются рано утром, очереди огромные. Сегодня, например, очередь была 600–700 метров из местных жителей. У нас тут нарисованы квадратики-кружочки, на которых нужно стоять, соблюдая дистанцию. Товары первой необходимости есть. Молоко, хлеб, яйца легко можно приобрести, а вот мясо и морепродукты найти тяжело.

Хозяева мне помогают продуктами, соседи помогают, например, если яйца или масло закончилось, они делятся. А вот на улице было пару раз, когда мне кричали "корона, гоу". В Индии в СМИ только одно – коронавирус, люди смотрят телевизор, и у них эта информация оседает. В чатах людях писали, что их выгоняют из домов хозяева, насмотревшись новостей и испугавшись.

На пляжах все пусто, дежурит полиция. При мне полицейские никого палками не избивали, как в сетях выкладывают фото и видео, вполне доброжелательны.

Среди туристов достаточно и пожилых людей, и семей с детьми. Мы видим, что до Москвы самолет летит полупустой. Почему нельзя вывезти нас по этим купленным уже билетам "аэрофлотовским"? Люди, садясь сегодня в самолет, говорят, что 50 мест в нем свободны. Мы отправляли списки российских граждан в МИД России, по десять раз заполняли анкеты, никакого сдвига нет, – рассказывает Ксения.

Новость о том, что Мишустин поручил выделить застрявшим за границей россиянам денежную помощь, в Гоа восприняли без энтузиазма.

– Да нам то с едой обещали помочь, и все люди заполняли анкеты – но так никто не звонит и ничего не привозит. Теперь материальная помощь… Тоже ждать неизвестно сколько, – комментирует Ксения Дуда. – Мои родные говорят, что по телевидению рассказывают, как эвакуируют людей из Индии. Но не говорят, что это платно. Билет на АК "Россия" вчера стоил 65 тысяч рублей, на 11 апреля этот же рейс из Гоа, этой же авиакомпании стоит почти 80 тысяч. Не готова покупать за такие деньги, – объясняет Ксения.

Токио

В аэропорту Токио застряли россияне, возвращавшиеся из Таиланда, Австралии и Новой Зеландии во Владивосток. Олег, один из пассажиров, рассказал, что едет из Окленда.

– Когда люди прибыли в аэропорт, представитель авиакомпании зачитал телеграмму, из которой следовало, что Росавиация своим распоряжением приостанавливает все рейсы – делайте что хотите. S7 –точно такие же заложники ситуации. 31 марта вылет откладывался каждые два часа. Все ждали, когда проснется Москва и, возможно, будет какое-то решение. Поздно вечером сообщили, что все еще идет совещание, и попросили подождать, потом всем предложили разъехаться. В полночь пришло СМС, что рейс перенесен на 2 апреля.

В аэрпорту Токио

– Вчера сюда прилетели 23 человека, – рассказывает Оксана, которая с мужем Эдуардом пытается вернуться во Владивосток из Сиднея. – Все мы находимся в транзитной зоне, у нас нет японской визы. На рейс было зарегистрировано 108 пассажиров. Сегодня прилетели еще 45. Мы сами покупали билеты из Сиднея. Первый комплект билетов купили на 1 марта с вылетом из Сеула. Рейсы в Южную Корею отменили, мы не смогли воспользоваться этими билетами. Следующий комплект купили с вылетом через Токио. Билет был на 8 апреля, но мы решили не ждать и купили третий комплект билетов на 31 марта, с которым теперь зависли. У нас на руках все эти билеты и ни одного возврата – нет денег, и вернуться домой мы не можем. Все наши данные переданы МИД и в консульство в Австралии. Мы пользуемся только той информацией, которая есть на сайте S7. Наш рейс там находится в статусе отмены, а вылеты перенесены на 2 апреля в 13.00. Перевозчик сразу сказал, что ничего не гарантирует и ситуация может снова поменяться. У нас только у одного пассажира была японская транзитная виза, и он смог выйти в город. Все остальные ходят по аэропорту. Лаунж здесь стоит в пересчете 700 рулей в сутки. Я вчера обежала весь аэропорт в попытке найти душевую, работница аэропорта сказала, что душа нет. В транзитной гостинице мест тоже не оказалось. Здесь нам не говорили ни о какой господдержке. Консул сказал, что у них денег нет. Спасибо, он купил нам пледы и бутерброды. Мы бы здесь замерзли, потому что бешено работают кондиционеры. Люди надели всю одежду, которая была с собой. Продержались ночь.

Представитель S7 сообщила пассажирам, что у авиакомпании трудные времена и просто нет денег на то, что бы разместить людей в отеле и предоставить питание.

– Мы пытаемся выехать в Россию начиная с 19 марта, – добавляет еще одна пассажирка Анжелика. – Стоимость билетов уже зашкаливает. Сейчас полет из Бангкока на четверых стоит у "Аэрофлота" 1,8 млн рублей. С нами сейчас есть люди, которые заплатили за билет из Сиднея 800 тысяч рублей. Мы летели из Бангкока и находимся здесь в транзитной зоне аэропорта, потому что японской визы у нас нет, и никто ее нам не даст – Таиланд считается неблагополучной по коронавирусу территорией. В японском консульстве так и ответили. У нас есть дети, а стакан чая в аэропорту стоит в пересчете около 400 рублей. Здесь есть ребенок-инвалид. Не надо нам помощи, дайте хотя бы детям чай и бутерброд. Вчера уже поздно вечером пришел представитель консульства и S7. Менеджер нам на камеру сказала, что "спасение утопающих – дело рук самих утопающих". Консул также сослался на то, что проблемы создало правительство.

По словам россиян, они практически единственные, кто застрял в токийском аэропорту.

– Другие страны не оставляют в аэропорту людей. В США вылетают полупустые рейсы, летает British Airways. Только Россия нас не впускает. На людей наплевали. Здесь, в зале свет не выключается круглосуточно, и постоянно играет музыка. Ощущение, что мы находимся внутри какой-то музыкальной шкатулки. Одну ночь мы как-то пережили, но дальше все это уже давит на психику. Как будто мы в камере пыток. Плюс мы не знаем, выпустят нас или нет, поток накапливается, – говорит Оксана.

Новая Зеландия

Осенью 2019-го Дмитрий Куликов из Хабаровска подготовил групповой тур для 15 путешественников в Новую Зеландию. В марте компания отправилась на острова. Тогда, по словам Дмитрия, никаких юридических причин для отмены тура не было.

– По условиям договора если мы по каким-то причинам отказываемся, то теряем серьезные деньги. На тот момент, когда мы улетали, в начале марта, не было еще никаких форс-мажорных обстоятельств, не было никаких юридических оснований для отмены тура, – рассказывает Дмитрий.

Через две недели группа улетела домой, а Дмитрий с женой решили провести на островах еще неделю. Но спустя два дня Гонконг, через который пара должна была возвращаться домой, объявил, что принимает только своих резидентов. Под запрет попали даже транзитники. Единственным вариантом был вылет через столицу Катара Доху в Москву за 540 тысяч рублей на пассажира.

"Связались с посольством РФ в Новой Зеландии, чтобы узнать, много ли здесь таких, как мы. Оказалось, что к ним обратилось уже более 150 человек. Но этого недостаточно для организации эвакуационного рейса из Новой Зеландии. (Кстати, кто думает, что это рейсы халявные за счёт бюджета, то это не так. Например, с Индонезии и Филиппин билет стоит 500 USD)", – написал Дмитрий на своей страничке в Instagram.

Дмитрий с женой

Сколько времени предстоит провести в Новой Зеландии, Дмитрий и его жена не знают. Но финансовая подушка, по словам блогера, позволит прожить на островах примерно месяц. А дальше "придется придумывать, как-то аккумулироваться и включать мозг, чтобы заработать денег и прожить в этой достаточно недешевой стране", – говорит Дмитрий.

Визы для застрявших в Новой Зеландии туристов, а это около 1500 человек из разных стран, продлили до 25 сентября.

Но если Дмитрий и его жена, по их собственному признанию, внезапное продление отпуска воспринимают как очередное приключение, то у их подруги, застрявшей в Сеуле, ситуация куда неприятнее. Связаться лично корреспонденту сайта Сибирь.Реалии с туристкой не удалось: сейчас ее телефон недоступен. По словам Дмитрия, две недели назад она улетела в Сеул на операцию. Вылет из Южной Кореи был запланирован на 31 марта. Однако в аэропорту ей и еще 25 туристам из России объявили, что рейсы перенесены на 1 апреля.

– Посольство оплатило им ночь в гостинице, в 9 утра их выселили, они приехали в аэропорт, и им сказали: все, рейсы отменены. И как минимум Россия не принимает международные рейсы до 30 апреля. А посольство сейчас разводит руками: мол, ну что же мы можем поделать в таких условиях, – рассказывает Дмитрий.

По его словам, дома его приятельницу ждут двое детей, но она понятия не имеет, как и когда доберется домой. В последний раз Дмитрий связывался с ней утром 1 апреля. Тогда она и еще 25 российских туристов, которые не смогли покинуть Южную Корею до закрытия границ, ожидали разрешения своей ситуации, сидя в посольстве.

Таиланд

Россияне Станислав и Елена Напольских приехали в отпуск в Таиланд в начале марта, еще до рекомендаций российского МИДа отказаться от поездок. О закрытии королевства на карантин тогда тоже речи еще не шло. Вернуться в Россию они должны были 25 марта рейсом Бангкок – Москва с пересадкой в Абу-Даби. Но его отменили, выезд и въезд из Таиланда ограничили, а туристов оставили наедине со своими проблемами.

– Мы должны были вернуться 26 марта в Россию, а с 30-го числа уже выйти на работу. Мы все рассчитывали с запасом. Сейчас многие пишут: "поперлись и сами виноваты, их проблемы", но ведь мы брали билеты не за неделю, не накануне. Я в отпуске не была три года! Работаем мы с утра до ночи, без праздников, по-другому сейчас не выжить. Я считаю, что отдых в две недели мы с мужем заслужили. В компаниях и на предприятиях графики отпусков составляются на год вперед, и все это знают, просто так их не поменять. Билеты мы купили еще в ноябре. Мы откладывали деньги. В России говорят: "Почему их должны вывозить бесплатно?!" А мы этого и не просим. Мы приехали за свои деньги и за свои хотим улететь, купили уже на двоих 4 билета и все равно сидим здесь. Написали письма на работу, благо работодатель спокойно отреагировал. Поскольку мы улетели еще до карантина, нам даже минимально оплатят работу. Но пока действуем по ситуации, когда выйдем – не знаем, – говорит Елена.

Станислав и Елена

Рейс, на котором семья должна была вернуться домой, был отменен перевозчиком, деньги вернули в виде депозита, который можно использовать до конца 2021 года. Напольские купили два билета "Аэрофлота" до Москвы, за 115 тысяч на 31 марта. Однако авиакомпания полностью прекратила регулярные перевозки по данному маршруту и заявила пассажирам, что не сможет отправить их в Россию.

– "Аэрофлот" назвал этот рейс "вывозным". При этом билеты на него продавались по сумасшедшим ценам. Никаких бесплатных перелётов, о которых говорят по российскому ТВ, нет и не было из Таиланда. В СМИ рассказывают, что нас отсюда эвакуируют, возвращают за счет налогов простых людей, они и обозлились. Мы должны были улететь 31 марта, приехали, но чуда не произошло, перевозчик опять все отменил. Людям, даже с маленькими детьми, не предоставили ни ночлега, ни питания, ни воды, представитель "Аэрофлота" заявил нам, что ситуация сейчас – форс-мажор, и они нам ничего не должны. Сказал обращаться за помощью в МИД и посольство. Когда люди возмутились ценой билета, сотрудник авиакомпании ответил, что никаких накруток и повышенных тарифов у них нет. Тогда я показала ему билеты, которые нашла на их сайте вчера: 472 тысячи за двоих до Москвы! Я стесняюсь спросить, а есть у людей эти деньги? Сотрудник "Аэрофлота" замолчал и опустил глаза, ответа я не получила, – рассказывает Елена.

В представительстве авиакомпании в Бангкоке, ссылаясь на ограничения, введенные Россией, отказываются называть даты вылетов.

– Нам сказали, что рейсов до 4 апреля не будет точно, а может, и до 1 мая. "Когда ваше правительство сочтёт нужным вас вывозить, мы вас вывезем", – цитирует Станислав Напольских разговор с "Аэрофлотом". В такой ситуации, по его словам, тысячи российских граждан в королевстве. Только по спискам посольства, желающих вернуться в Россию сейчас более 20 тысяч человек.

– Мы вынужденно вернулись в отель, где проживали последнюю неделю в ожидании рейса. Это в Паттайе, в 200 километрах от аэропорта Бангкока. Но у нас почти нет денег. Сейчас мы застряли на неизвестное время, может, до мая. С нами сюда вернулись еще несколько человек, все мы ищем более дешевые варианты жилья. Нам еще присылают деньги друзья и родственники на карты, а у кого-то нет такой возможности. Десятки людей остаются в аэропорту, спят там, в зале, ибо все гостиницы рядом заполнены. Пытаются достать еду и воду, у людей нет денег даже на проезд до города. Конечно, мы чувствуем себя обиженными российским государством, ведь на нас всем здесь наплевать. В обещанные Мишустиным меры поддержки и компенсации мы не верим, непонятно, кому, как и когда их перечислят, – резюмирует Елена.

По словам семьи Напольских, кроме проблем с деньгами и жильем, у туристов начинаются проблемы с визами.

– Мы поняли, что нас кинули, когда позвонили в посольство еще 25 марта. С нами вежливо и спокойно говорили, но результат: выбирайтесь сами. К тому времени дозвониться или дописаться до МИДа было уже невозможно. Решать все приходится самостоятельно. У многих стресс, люди без денег, без поддержки и крыши над головой, – сказали Напольские корреспонденту сайта Сибирь.Реалии.

Вечером 31 марта застрявшие в аэропорту Бангкока Суварнабхуми граждане России записали видеообращение к Владимиру Путину с просьбой помочь им с перелетом в Москву, а также организовать питание и проживание в ожидании вылета. Ночь 1 апреля туристы провели в терминале аэропорта.

После возвращения в Россию всем туристам придется отправиться на двухнедельный карантин, в ходе которого их обяжут через портал госуслуг вести электронный дневник самочувствия и подтверждать свое пребывание по месту регистрации. В случае нарушения режима самоизоляции данные об этом будут переданы в МВД.