Историк Сергей Прудовский обратился в Верховный Суд России с требованием отменить нормативные акты, позволяющие ФСБ засекречивать в архивных документах фамилии сотрудников НКВД. Об этом сообщает "Коммерсант".
Прудовский занимается изучением так называемой "харбинской операции": после захвата Манчьжурии Японией в 30-е годы прошлого века сотрудников Китайско-Восточной железной дороги и жителей Харбина, основанных при царе, эвакуировали в СССР. В 1937 году их признали японскими шпионами, после чего сотрудники НКВД казнили свыше 21 тысячи человек. Всего были арестованы 32,7 тысяч человек, хотя в планах у властей было арестовать 25 тысяч.
Сергей Прудовский запросил в архивах уголовное дело Татьяны Кулик – одной из осужденных в ходе харбинской операции. Историк обнаружил, что имена сотрудников НКВД вымараны из документов. Он обратился в Мосгорсуд с требованием к ФСБ раскрыть сведения. Суд отказал исследователю, встав на сторону ФСБ, которая заявила, что эти данные касаются "принадлежности конкретных лиц к кадровому составу органов безопасности", а значит, считаются гостайной на основании ведомственного приказа. Прудовский полагает, что суд фактически приравнял ФСБ и НКВД, хотя приказ должен распространяться лишь на действующих сотрудников органов безопасности.
Историк подчеркивает, что суд не стал исследовать, участвовали ли чекисты, чьи имена засекречены, непосредственно в преступлениях. В последствии ряд участников харбинской операции от НКВД были осуждены за пытки и фабрикацию дел, расстреляны, а в 2015 году признаны не подлежащими реабилитации.
2 сентября он подал иск в Верховный Суд России с требованием отменить приказ ФСБ, а также отдельные приложения указа президента 1995 года о государственной тайне.
- Среди репрессированных "харбинцев" был и дед Сергея Прудовского. По данным его исследования, 13 тысяч человек были расстреляны в регионах Сибири и Дальнего Востока.