Ссылки для упрощенного доступа

"Могут дать до 20 лет". К защитникам прав коренных народов пришли с обысками и арестами


Дарья Егерева (четвертая слева) на ноябрьской коференции Конференции ООН по климату COP26
Дарья Егерева (четвертая слева) на ноябрьской коференции Конференции ООН по климату COP26

18 декабря Басманный районный суд Москвы заключил под стражу жительницу Томска Дарью Егереву. Ее селькупку и защитницу прав коренных народов обвиняют в том, что она была участницей террористической организации (ч.2 ст.205.5 УК), сообщили редакции Сибирь.Реалии в "Международном комитете коренных народов России". Вместе с Дарьей арестована еще одна экоактивистка, но родные просят не называть ее имя.

Рано утром 17 декабря были задержаны еще 15 человек – представителей малых коренных народов России родом из республик Алтай, Якутия, Томской, Мурманской и Кемеровской областей и Красноярского края. После короткого задержания и обысков их отпустили. "Видимо, дают время уехать из страны", – говорят их соратники. Декабрьские аресты и обыски стали самой масштабной репрессивной акцией силовиков против экоактивистов и защитников прав коренных народов.

"Делала впечатляющую работу"

Дарья Егерева
Дарья Егерева

Селькупы – коренной народ Севера, численностью около 3,5 тыс. человек, проживающий преимущественно в Ямало-Ненецком автономном округе и Тюменской области, а также частично в Томской области и Красноярском крае. Этноним селькупы ((шелькуп или солькуп, в переводе – "таёжный человек") был официально признан в 1930-х годах, до этого аборигенов севера Западной Сибири, ЯНАО и Красноярского края называли остяками или самоедами,

– Дарью задержали в Москве рано утром 17 декабря. В тот же день в Москве по аналогичному обвинению задержали вторую правозащитницу, тоже из селькупов – говорит один из сибирских активистов Алексей Иванов (имена всех собеседников изменены для их безопасности). – Ее родные просили не указывать имя. Думают, что резонанс усилит репрессии в отношении нее. Но мне кажется, при аресте молчание уже не поможет. Насколько мне известно обыски прошли по всей стране: Якутия, Петербург, Алтай, Кузбасс. У всех 17 задержанных были изъяты телефоны, ноутбуки. Все так или иначе участвовали в экологическом форуме ООН. Один из обыскиваемых – член постоянного форума ООН по вопросам коренных народов. В итоге закрыли двух девушек. У остальных у всех по-разному: кому-то дали подписку о невыезде, кого-то искали, но слава богу – не нашли, кому-то – совсем ничего пока не дали. Видимо, дают шанс уехать из страны.

По словам соратников задержанных, некоторые из экоактивистов воспользуются этим "шансом", потому что перспектива "сесть лет на 20 – не радует". Но многие уезжать из России не собираются.

– По этой статье за участие в деятельности, якобы: террористической организации могут дать срок до 20 лет. При этом в основе обвинения – только причастность к "неформальному объединению экспертов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока "Абориген Форум". Формально в него входил "Центр содействия коренным малочисленным народам Севера", который представляла Дарья Егерева. Но(!) единственное, что на самом деле объединяет всех многочисленных задержанных – конференции ООН разного времени. Речь идёт о публичных, официальных международных площадках, участие в которых в России сегодня фактически приравнивается к преступлению. Например, Дарья только вернулась с ноябрьской конференции по климату COP26. Фото оттуда – буквально последний ее пост в Фейсбуке. Дарья на этой конференции сделала просто разрывной доклад о том, как изменение климата, происходящее в том числе из-за действий госкорпораций, добывающих компаний, властей, уничтожает традиционный уклад народов Севера, –поясняет один из гражданских активистов регионов Сибири Демид Мукаев. – Дарья приводила факты – как добыча ископаемых, рубка леса уничтожили возможность селькупам жить пушным промыслом, рыболовством, охотой на водоплавающих птиц. Вдумайтесь, посадить на 20 лет за объективные данные о том, как добывающие компании с позволения властей меняют климат и уничтожают места обитания малых коренных. И ведь ни у кого сомнений нет – если решили, то посадят! Много ли надо сегодня, чтобы власти тебя арестовали?

Известно, что "Центр содействия коренным малочисленным народам Севера", который представляла Егерева, не получал статуса экстремистской или террористической организации.

"Кампания по криминализации активистов"

В прошлом году российские власти де-факто превратили практически любую организованную форму защиты прав коренных народов в уголовно наказуемое деяние.

Так, в конце 2024 года Верховный суд РФ признал "Форум свободных государств постРоссии" террористической организацией, а вместе с ним еще более 170 организаций, которые власти называли его "структурными подразделениями". Многие из них, в том числе "Абориген Форум", СМИ представляли как "деколониальные движения". В итоге "Абориген Форум" попал в список террористических организацией.

За несколько месяцев до этого – в июле 2024 года – "Абориген Форум" также внесли в список экстремистских организаций: якобы как "структурное подразделение" несуществующего "Антироссийского сепаратистского движения". К этому несуществующему движению власти приписали 55 организаций, которые занимаются вопросами самоопределения народов, живущих на территории России. "Абориген Форум" прекратил свою деятельность еще летом 2024 года.

– Надо понимать, что большинство активистов не призывали к деколонизации России, они просто возмущались, что уничтожают их среду обитания. Однако для властей их участие в конференциях ООН – уже красный флаг и повод обвинить в "деятельности, направленной на подрыв территориальной целостности России и разрушение ее конституционного строя", то есть в "экстремизме" и "терроризме", – говорит правозащитник Александр Комлев. – Это часть их любимой кампании по криминализации независимой правозащитной деятельности. Любая критика госполитики – даже в сфере экологии или защиты прав коренных народов – недопустима. А уж выступления на международных площадках (например, в ООН), где активисты рассказывают о проблемах коренных народов России – приравнивается к теракту. Я не говорю о том, если кто-то заикнется о том, как военная "операция" России впрямую добивает эти малые народы.

Эксперт отмечает, что параллельно в России существует лояльная государству Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (RAIPON), на международном уровне представляющая не интересы народов, а официальную позицию властей.

Один из 17 задержанных – активист из Кемеровской области Алексей Чиспияков – как раз осуждал работу этой лояльной власти ассоциации на майской конференции ООН. Алексей – не профессиональный политик, а местный активист, который много лет занимается проблемами экологии региона. 17 декабря его задержали, обыскали, а потом отправили на допрос ФСБ.

Алексей Чиспияков, представитель шорцев, малого коренного народа Сибири, экоактивист
Алексей Чиспияков, представитель шорцев, малого коренного народа Сибири, экоактивист

– Сам Алексей комментарии не дает. Но могу сказать, что причину [задержания и обысков] предполагает одну – он весной выступал на Форуме коренных народов ООН. Конечно, без критики действий властей не обошлось. Можно ли это назвать терроризмом или даже просто призывом к деколонизации или сепарации региона? Нет, конечно, это бред обвинять эко-активиста в подобном, – говорит его друг.

Известно, что спецназ и сотрудники ФСБ напали на Чиспиякова утром 17 декабря, когда он вышел из дома в кемеровском городе Мыски.

Алексей Чиспияков – шорец (тюркоязычный народ юго-восточной части Западной Сибири; этнос сформировался в VI-IX веках в результате смешения местных кетоязычных и пришлых тюркоязычных племен) из Кемеровской области. В апреле 2025 года на 24-й сессии форума ООН по вопросам коренных народов Алексей рассказал, как в интересах крупных промышленных компаний, добывающих уголь и золото, на Кузбассе десятилетиями уничтожают огромные территории тайги, рушат русла рек, горы и ликвидируют даже национальные поселки. В своём выступлении Чиспияков подробно описывал, как на практике нарушаются права коренных народов.

"Один из самых ужасных примеров – поселок Казас, который был сожжен. Никто так и не понес за это ответственности. Наше правительство отчитывалось в ООН о том, что поселок был переселен. Но это не так. С момента уничтожения поселка прошло более десяти лет, но проблема Казаса так и осталась нерешённой, – рассказал на форуме ООН по вопросам коренных народов Чиспияков. – Поэтому, когда я слушаю, что здесь рассказывает наше правительство и некоторые представители коренных народов из нашей страны, мне кажется, что я живу не просто в другой стране, но и на другой планете. Настолько велика разница между тем, что звучит здесь, и тем, что происходит в отношении моего народа. В нашей стране действительно существуют законы, гарантирующие нам наши права. Но региональные власти их попросту не исполняют, создавая различные нормативно-правовые акты, чтобы у коренных не было возможности реализации этих законов. У нас действительно созданы советы представителей коренных народов при губернаторах, а в нашем регионе – и при главах муниципалитетов. Но в составе этих советов находится больше чиновников, чем коренных. А коренные, которые входят в эти советы, не делегируются народом, а назначаются этими же чиновниками. В результате коренные не имеют возможности влиять на решения этих советов. И по сути, эти советы превратились в инструмент легитимизации нарушения наших прав".

Протест против угледобычи открытым способом, Кузбасс
Протест против угледобычи открытым способом, Кузбасс

Активист рассказал, что льготами "малых коренных народов" в итоге пользуются чиновники и депутаты, но не обычные жители.

"Нам известно, как наших сородичей штрафуют за пойманную для личного потребления рыбу, что на охотничьих угодиях, где веками охотились наши предки, сегодня нам позволяют охотиться только за деньги. Нам известно, что наших пенсионеров, заготовивших дрова для себя в таежных поселках, через суд обязывают заплатить за это огромные суммы", – заявил активист.

Чиспияков призвал во время своего выступления правительство не только России, но и других стран "не скрывать проблемы коренных, а начать их решать".

"Мы все здесь собираемся не для того, чтобы поругать правительства, а для того, чтобы найти пути решения стоящих перед нами вызовов", – резюмировал активист.

Именно за эти слова в декабре ФСБ организовало ему "маски-шоу" уверены другие активисты.

– Он только вышел из дому, как его окружила толпа мужиков с оружием и в балаклавах: классические "маски-шоу" от ФСБ. Отобрали всю технику у семьи – компьютер, сотовые телефоны, перерыли весь дом. Потом допрос сотрудниками ФСБ. Ему сказали, что подозревают в сотрудничестве с двумя экстремистским организациями. В том числе с "Абориген Форум" (запрещена в России с июля 2024 года). На допросе его спрашивали о любых знакомых, кто может быть причастен к этим сообществам, – рассказывает Мукаев.

На сегодня Чиспиякову не сообщили о возбуждении уголовного дела и статусе, в котором он сейчас находится – из документов ему предъявили только постановление на обыск.

– Вероятно, как Дарье, будут "шить" терроризм. Если не уедет, – считает Мукаев.

Известно, что на днях обыск прошел и у активистки Валентины Совкиной из Мурманской области. В 2010 году она возглавила Саамский парламент Кольского полуострова и, как и перечисленные активисты, была участницей постоянного форума ООН по вопросам коренных народов.

"Международный комитет коренных народов России" и Антидискриминационный центр "Мемориал" назвал преследование активистов коренного движения Севера, Сибири и Дальнего Востока беспрецедентными политическими репрессиями.

– Убеждены в том, что в деятельности как ранее существовашего "Абориген-форума" (безо всяких причин внесенного год назад в реестр террористических, а до того — экстремистских организаций), так и в любых формах активизма защитников прав коренных народов нет и не может быть нарушений права, – заявили в "Мемориале". –Напротив – грубое попрание прав человека заключается в криминализации властями РФ активизма и правозащитной деятельности наших коллег из числа коренных народов.

XS
SM
MD
LG