Ссылки для упрощенного доступа

"Нас не бомбили, но тоже уничтожили". Крупнейший в России комбинат по производству золота построен не будет


Дальневосточный город Советская Гавань лишился шанса на новую жизнь: компания "Полиметалл" решила не строить там огромный комбинат, который должен был стать градообразующим. Из-за проблем с поставками импортного оборудования "Полиметаллу" пришлось отложить еще несколько крупных проектов в Красноярском и Хабаровском краях, в Свердловской области. Жители городов, где их очень ждали, восприняли эти новости как крушение всех надежд.

"Нашей больнице скоро век исполнится"

"Полиметалл", второй по размерам производитель золота в России и крупнейший производитель первичного серебра, вынужден пересмотреть инвестиционные планы из-за "колоссального давления из-за военных действий на Украине и последовавших масштабных санкций". Компания решила на год-полтора отложить строительство производства на крупном золоторудном проекте Ведуга в Красноярском крае, чтобы перепроектировать его под оборудование из Китая и России.

При этом под санкции "Полиметалл" пока не попал. Однако ввозить оборудование из Европы стало долго и дорого: транспортные компании отказываются доставлять контейнеры с техникой и запасными частями в Россию. К тому же теперь "Полиметаллу" приходится собирать большой объем документов, чтобы доказывать, что ни сама компания, ни транспортируемые товары не стали объектом ограничений. В итоге, по словам главного исполнительного директора "Полиметалла" Виталия Несиса, время поставок увеличилось "в лучшем случае" на 2–3 месяца, а обходятся они в 3–4 раза дороже. Теперь приходится везти оборудование сначала в Китай, оттуда во Владивосток и дальше по железной дороге. Поэтому освоить Ведугу в срок уже точно не получится.

Ведуга – крупное месторождение упорной руды в Северо-Енисейском районе Красноярского края. Основу его экономики составляет золотодобыча – здесь работает крупнейший производитель золота в России, ОАО "Полюс". Ежегодно компания платит в краевой бюджет около 20 млрд налогов. Если бы эти деньги доставались жителям самого района, на каждого человека пришлось бы 1,8 млн в год – более чем достаточно, чтобы наладить нормальную жизнь. Но северянам не достается и малой части от колоссальных налогов, и им остается надеяться лишь на щедрые подарки от золотодобытчиков.

Виталий Несис
Виталий Несис

– Если бы не "Полюс", мы бы совсем пропали. Они нам то оборудование в больницу купят, то детский сад построят. Иначе бы тут совсем разруха была – от краевых властей мы ведь ничего не видим, – жалуется жительница Северо-Енисейска Вера Михалева. – Поэтому все так обрадовались, когда узнали, что у нас появится еще один спонсор – "Полиметалл". Они уже пообещали, что будут нам помогать. Мы раскатали губу, думали, что может, больницу нам, наконец, построят новую – наша-то ЦРБ еще в 1932 году построена, ей скоро век исполнится. Здание в таком состоянии, что заходить страшно. Еще, конечно, было очень хорошо, если бы к нам дорогу нормальную наконец-то сделали, с асфальтом. У нас ведь с этим совсем беда. По зимнику еще ничего, а летом до Северо-Енисейска не доехать – гравийку разбивают, там яма на яме, едешь – аж зубы стучат. Мучение настоящее, а не дорога. Чтобы из райцентра доехать до переправы через Енисей, уходит не меньше 12 часов, а ведь это всего триста километров. Потом до Красноярска тоже 300, но уже по асфальту, – так там за пару часов долетаешь. Два-три раза съездил в краевой центр по такой гравийке – и машину нужно в ремонт сдавать. Лобовые стекла меняешь чуть ли не чаще, чем губку кухонную. Так что нормальная дорога нам очень нужна. "Полюс" хотел содержать дорогу за свой счет, попросил только сделать вычет из налогов, но государство сказало: "Хрен вам". Когда "Полиметалл" сказал, что будет у нас работать, мы решили: раз теперь в районе еще одна крупная компания появится, может, все-таки построят нам дорогу. А теперь непонятно, будут вообще Ведугу осваивать или нет. Говорят, на год отложили, но где год – там и два. Хорошо, если вообще работать начнут, хоть бы и через два года.

В 2021 году, подписывая соглашение об освоении Ведуги с правительством Красноярского края, "Полиметалл" заявил, что вложит в поддержку сфер здравоохранения, образования, развития детского спорта, в проекты благоустройства и другие социальные мероприятия до 2028 года 860 млн рублей. Теперь социальные инвестиции тоже под вопросом. Как и 627 рабочих мест, которые "Полиметалл" намеревался создать на Ведуге к 2027 году. Получить новую работу должны были прежде всего жители Красноярского края.

"Другой работы в Амурске просто нет"

После начала войны "Полиметалл" решил отложить еще один свой очень крупный проект – строительство Амурского гидрометаллургического комбината-2 в Хабаровском крае. Причина называется та же, что с Ведугой, – срывы в цепочке поставок. Для жителей Амурска это весьма разочаровывающая новость.

Строительство АГМК-2 в Хабаровском крае
Строительство АГМК-2 в Хабаровском крае

– У нас все разговоры о том, удастся все-таки запустить АГМК-2 или нет, найдется ли замена оборудованию в Китае? Для города принципиально важно, чтобы у "Полиметалла" все получилось, – считает житель Амурска Алексей Быков. – Вы даже не представляете, каким был Амурск, пока здесь не начали строить АГМК-1. С развала СССР все становилось хуже и хуже. Дома облезлые, вместо дорог ямы, кругом грязь. На улицу вечером не выйдешь – нарвешься на неприятности. Негласное правило было: после девяти из дома не выходить. Нормальная молодежь почти поголовно уезжала. Да что там, все хотели уехать, просто не все могли себе это позволить. Амурск был городом из прошлого, безнадега полная. Надежда вернулась, лишь когда "Полиметалл" начал строить у нас свой первый комбинат. Появилась работа – и люди перестали бежать из города, многие вернулись. Школу отремонтировали спортивную, стадион, консультацию женскую, набережную в асфальт закатали, много чего в порядок привели. У Амурска началась вторая жизнь, и все это только благодаря "Полиметаллу".

АГМК зарегистрирован в Амурске и ежегодно выплачивает в региональный и местный бюджет свыше 400 млн рублей. Вторая очередь комбината должна была удвоить эту сумму и создать 400 новых рабочих мест.

– Работы в Амурске мало, поэтому сын устроиться не смог, пришлось ездить на заработки в Корею. Платят там хорошо, но и работа очень тяжелая. А теперь, когда внучка родилась, надолго уезжать стало и вовсе тяжело, – рассказывает жительница Амурска Наталья. – Поэтому мы очень надеялись, что сын сможет устроиться на новый комбинат. Там неплохая зарплата, льготы разные – например, за детсад половину возмещают, а главное – ипотека есть корпоративная. Сын очень рассчитывал на эту ипотеку, ведь они уже второго малыша ждут. А теперь вообще непонятно, будет работа или нет, все подвесилось. Люди нервничают, что не попадут на АГМК-2, потому что другой работы в Амурске просто нет.

В строительстве второй очереди гидрометаллургического комбината в Амурске заинтересованы не только жители города. Его появление позволило бы перерабатывать 100% концентрата упорных руд в России, вместо того чтобы продавать его на переработку в Китай, зарабатывая на порядок меньше.

"Теперь всем надеждам конец"

Если освоение Ведуги и строительство АГМК-2 просто отложили, то проект Тихоокеанского ГМК "Полиметалл" и вовсе заморозил на неопределенный срок. Причина все та же – сложности с поставками оборудования. Более того, компания рассматривает возможность переноса предприятия в Казахстан. "Реализация Тихоокеанского ГМК невозможна в России в текущих обстоятельствах", – заявил Виталий Несис.

АГМК-2
АГМК-2

Тихоокеанский гидрометаллургический комбинат, который "Полиметалл" планировал построить в городе Советская Гавань, должен был стать крупнейшим предприятием этого профиля в России. Он должен был перерабатывать содержащий золото и серебро концентрат, который собирались доставлять в порт морем с северных месторождений.

Для Советской Гавани отказ от проекта – это крушение всех надежд.

– Наша гавань самая удобная на всем Дальнем Востоке, если не во всем мире, об этом писали многие первопроходцы. Поэтому в годы СССР у нас отлично развивались рыбная ловля, работали судоремонтные предприятия, размещались военные. На одной только базе рыболовства в лучшее времена работали три тысячи человек. Наша рыба отправлялась по всей стране, ведь у нас заканчивается – а для нас начинается – Байкало-Амурская магистраль. Сейчас всего этого нет. Предприятия закрылись, флота не стало ни рыбацкого, ни военного, и люди стали уезжать. Сейчас в городе осталось всего 20 с небольшим тысяч жителей. Работы нет от слова "совсем". Если удается устроиться в школу или детсад, это считается большой удачей. На самом большом из наших предприятий – новой ТЭЦ – работает всего 300 человек, и каждый зубами держится за свое место. Поэтому мы были так рады, когда "Полиметалл" решил построить у нас огромный завод, – объясняет Сергей, житель Советской Гавани. – Это не только новые рабочие места, но и деньги на восстановление города, которые нам очень нужны.

ООО "Тихоокеанский гидрометаллургический комбинат" зарегистрировалось в Советско-Гаванском районе в 2017 году. Компания с первых же шагов продемонстрировала намерение заботиться о городе, где собирается работать. Так, в 2018 году она оплатила строительство фонтана перед Домом культуры.

– Скажете, что это мелочь. Да, мелочь, но когда годами у тебя на глазах все рушится, то видеть хоть какие-то улучшения очень приятно, это внушает надежду. Думаю, в будущем были бы улучшения и покрупнее. Если бы у нас начал строиться огромный завод, тогда проложили бы вторую ветку БАМа – у нас сейчас всего одна колея дороги есть. Это останавливает инвесторов, которые хотят у нас работать, потому что нас включили в режим "Свободный порт Владивосток". Была бы дорога – за "Полиметаллом" потянулись бы и другие, город бы снова ожил. А теперь всем надеждам конец, – говорит Сергей. – Я как узнал, что комбинат строить не будут, честно скажу, вечером сел, налил себе рюмку и решил: "Хватит жить мечтами. Пора и нам уезжать". Мы до последнего держались, потому что мой отец этот город своими руками строил, я тут вырос, мне все вокруг родное. Но сколько можно надеяться и верить? Пора и о себе подумать. Переедем к дочке в Краснодар, там много наших собралось – тех, кто и хотел бы остаться, но возможности не было. Когда будут составлять списки городов, разрушенных этой войной, надо бы добавить Советскую Гавань. Нас не бомбили, но тоже уничтожили.

На Ведуге, АГМК-2 и ТГМК список планов, которые пришлось пересмотреть "Полиметаллу", не заканчивается. Будут отложены все проекты, реализация которых была на ранней стадии, такие как обратная закладка на Майском, освоение Маминского золоторудного месторождения. Причем список продолжает пополняться. Так, 1 июня компания объявила, что на год откладывает запуск флотационной фабрики в Краснотурьинске на Урале. Причина – проблемы с доставкой оборудования "Сименс". Удастся ли "Полиметаллу" заменить его на китайское – большой вопрос.

Наталья Зубаревич
Наталья Зубаревич

– Я уже не раз говорила, что Китай не сможет заместить все оборудование, которое мы импортировали. Это невозможно не потому, что Китай побоится вторичных санкций, а потому что он в принципе может производить далеко не все. На все самое высокотехнологичное у него просто нет компетенций, – предупреждает Наталья Зубаревич, доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ.

Это означает, что "отложенные" проекты, скорее всего, не будут реализованы. И налоговых отчислений в бюджет, как и новых рабочих мест, они уже не принесут.

Цена войны

На войну с Украиной Россия ежедневно тратит около 30 миллиардов рублей, следует из официальных данных Минфина. То есть деньги российских налогоплательщиков сжигаются на эту авантюру со скоростью почти миллиард рублей в час. По сравнению с довоенным периодом траты на "национальную оборону" выросли более, чем в два раза.

Сумма, которую власти ежедневно тратят на войну, сопоставима с годовым бюджетом Алтая, Еврейской автономной области и Калмыкии. И с каждым месяцем войны эта сумма растет.

В рубрике "Цена войны" мы на конкретных примерах рассказываем о том, чем и как заплатят жители российских регионов за вторжение России в Украину. О дорогах, которые не построят, о школах и больницах, которые не отремонтируют, о перспективных проектах, которые не будут реализованы и не принесут регионам налоги и рабочие места.

Мы говорим здесь о цене войны лишь в цифрах и фактах. На фоне уничтоженных человеческих жизней, разрушенных украинских городов, санкций и превращения России в страну-изгоя.

XS
SM
MD
LG