С нового года Боградская районная больница в Хакасии останется единственным медицинским учреждением в районе, где пациенты смогут получить экстренную помощь и лечиться в круглосуточном стационаре. Больница укомплектована специалистами менее чем наполовину, а 15 тысяч жителей района обслуживают два участковых терапевта. Здание больницы уже несколько лет находится в аварийном состоянии, а пациентов сюда привозят на санитарной машине с прогнившим полом.
"Приезжал один доктор. Не выдержал"
В начале нового года участковая больница села Знаменка, что в Боградском районе Хакасии, превратится в амбулаторию: круглосуточный стационар ликвидируют, останется лишь дневной. Экстренных пациентов будут отвозить за 18 км в Боград. Поскольку в знаменской больнице нет ни врача, ни лекарств, власти решили на ней сэкономить.
Они привыкли, что отсидел до четырех, пошел домой. А у нас тут вызовы, дежурства, ДТП, уколы, зашиваем сами
– К нам приезжал один доктор, но пил... Два месяца отработал – уехал. Второй приезжал, терапевт. Не выдержал. Они же не привыкли к такому. Они привыкли, что отсидел до четырех, пошел домой. А у нас тут вызовы, дежурства, ДТП, уколы, зашиваем сами, – рассказывает фельдшер знаменской больницы Евгения Сафронова.
– С лекарствами проблема, – подхватывает ее коллега фельдшер Валентина Лаер. – Считают, что у нас койки паллиативного ухода, где лечение не требуется. Хотя зачастую на самом деле требуется. Поэтому для тех, кто лежит, у нас лекарств нет. Родственники все покупают.
Село Знаменка расположено на федеральной трассе М-54, соединяющей Кызыл, Абакан и Красноярск. Фельдшерам не раз приходилось доставлять пострадавших в ДТП в районную больницу либо в Абакан.
– Однажды у девушки страшное кровотечение было, давление уже по нолям, но мы довезли все-таки... Ноги переломаны, поэтому жгут не наложить, кровь льется, полные туфли крови... Молодая девочка, фамилия Гундарева, как у актрисы, я запомнила. Беременная погибла однажды, мужчина погиб, бывало по три трупа, шеи сломанные... – вспоминает Валентина Лаер.
С 2001 года больница использует санитарный автомобиль, который теперь в буквальном смысле приходится латать. Фельдшеры неоднократно просили новый, но пока им лишь обещают.
– Пол у машины сгнил, – показывает водитель Александр Доберштейн, – скоро в эти дыры ноги можно будет просунуть, ногами будем тормозить. Что ломается? Да все ломается! Под ней больше лежишь, чем ездишь на ней. Сейчас такие запчасти еще, новую ставишь, она через три дня как старая.
Трое фельдшеров Знаменской больницы обслуживают несколько сел в округе, в некоторых из которых есть только медсестры, а в других – вообще нет медиков.
Фельдшер, если с вызовами, получает 13 тысяч. Вызовы мы обслуживаем вообще фактически за "спасибо"
– Тяжело, да и зарплаты у нас смешные. Фельдшер, если с вызовами, получает 13 тысяч. Вызовы мы обслуживаем вообще фактически за "спасибо". Они оплачиваются по 30 рублей за час. Поднимают среди ночи, и – за 30 рублей час. А ездить приходится по всему району: Климаниховский, Черемушка, Усть-Ерба, хотя там и есть работник, но когда тяжелые случаи, она не справляется, – говорит Евгения Сафронова.
Крыша в больнице периодически протекает, а в аптечном пункте уже не отпускают лекарства в долг. И даже в такой ситуации сельские медики находят плюсы.
Знаете, сейчас люди стали сами больше лечиться. Интернет же появился...
– Знаете, сейчас люди стали сами больше лечиться. Интернет же появился. С бензином попроще стало. Раньше были времена, что больной нам на бензин должен был деньги давать. Жесткий лимит был. Скорая стоит, а бензина нет. Хочешь ехать – плати, – рассказывает Валентина Лаер.
"В операционной щель заделали"
Новость о том, что теперь пациентов будут возить в Боград, возмутила жителей Знаменки. В селе собрался сход, около 80 человек. Между селами всего 18 км, но автобус в райцентр не ходит, поэтому проведать родных будет сложно.
– К примеру, мне детей надо врачу показать. И как я их в Боград повезу?! – сердится сотрудница местной почты Елена Штермер. – Частник 400 рублей берет в одну сторону! Да и есть ли смысл в Боград ехать, если там тоже специалистов нет?
– Как можно жить без доктора? Что это такое?! Теперь на кладбище будем ложиться и помирать, – добавляет ее односельчанка.
Около 600 жителей Боградского района получают медицинскую помощь в Новоселове, которое расположено в Красноярском крае. Как ни странно, им проще добраться в соседний регион: выйти на федеральную трассу и сесть на красноярский автобус. Внутри своего района на общественном транспорте передвигаться нереально по причине его фактического отсутствия. Теперь жителям Знаменки, возможно, тоже придется ездить к врачам в Красноярский край.
Больницу в селе пришлось закрыть из-за снижения финансирования, которое в свою очередь вызвано сокращением населения в районе, пояснили в Боградской районной больнице.
– Мне рассказывали, что летом приезжали в Знаменку министр и представитель губернатора. Они зашли, а там два человека лежат. Потому что все остальные полечились и пошли домой. Любой хозяйственник скажет: ребята, вы шикарно тут живете! – рассказывает главный врач Боградской районной больницы Елена Труфанова.
Здание Боградской больницы – той, которая теперь должна принимать и знаменцев, еще с 2009 года требует капитального ремонта, официально его признали аварийным после землетрясения в 2011-м.
Здание в аварийном состоянии уже несколько лет. Поставили маячки в щели, чтобы посмотреть, расходится ли оно? Пока не расходится, стабильно!
– У нас была проблема в операционной, но сейчас щель заштукатурили, вода не льется. В этом году еще дождь капал с крыши, мы все заделали, – объясняет Труфанова. – Здание в аварийном состоянии уже несколько лет. Поставили маячки в щели, чтобы посмотреть, расходятся ли они. Пока не расходятся, стабильно! В перспективе здесь должна быть новая больница. Но пока программу "обнулили" в бюджете, хотя строительство должно было начаться уже в следующем году. По моим подсчетам, и я коллективу об этом сказала, нам здесь придется жить еще минимум четыре года.
При этом, как говорят в Бограде, местная районная больница – единственное учреждение в районе, где зарплату платят без задержек.
"Кто сюда поедет?"
Поселок Ворота в Ширинском районе Хакасии находится в 30 км от федеральной трассы и в 50 – от районного центра, где расположена ближайшая полноценная больница. Автобусы в Ворота не ходят вообще. В селе есть фельдшерско-акушерский пункт, но нет фельдшера. Дважды в неделю сюда приезжают медики из соседнего села Джирим: в течение двух утренних часов местные могут поставить прививку, измерить давление, получить направление в районную больницу. В экстренных случаях жители Ворот привыкли рассчитывать на себя.
– Надо звонить в Джирим, оттуда приезжают и везут тебя в Шира, – рассказывает жительница поселка Ворота Светлана Абызова. – Так что пока до Джирима дозвонишься, если там возьмут, пока доедешь до Шира... А если не возьмут, например, когда машина у них сломалась, едешь в Шира за свой счет. Платишь тысячу. Нанимать приходится очень часто. Насчет местного фельдшера глава района нам перед выборами так и сказал: в деревню никто ехать не хочет.
По данным Минздрава Хакасии, уровень обеспеченности медицинскими кадрами в районах республики не превышает 72%. В Аскизском, Таштыпском, Ширинском районах есть села, где вместо фельдшеров работают медсестры, хотя это и противоречит нормативам. Есть села, где медиков нет вообще. 15 тысяч человек в Боградском районе обслуживают два участковых терапевта.
Я им говорю: ребята, мне стоматолог, мне лор нужен. А сколько платить будешь? Когда я называю цифру, разговор дальше не идет
– Укомплектованность врачей у нас в Боградском районе 40%! Представляете?! – говорит Елена Труфанова. – Участковых терапевтов у нас три, а на сегодняшний момент фактически два на весь район, потому что одна учится. Эти два врача распределили между собой села, где нет даже фельдшеров, но есть немобильные граждане и так далее. Они туда выезжают, но не ежедневно и даже не еженедельно. Какой врач поедет сюда работать? У меня друзей тьма тьмущая. Я им говорю: ребята, мне стоматолог, мне лор нужен. А сколько платить будешь? И когда я называю цифру, разговор дальше не идет…