Ссылки для упрощенного доступа

Экоактивисты в суде добились закрытия на Сахалине могильника нефтяных отходов, связанного с Роснефтью


Хранилище нефтяных отходов у села Вал на Сахалине
Хранилище нефтяных отходов у села Вал на Сахалине

Пятый арбитражный апелляционный суд во Владивостоке принял окончательное решение в судебном разбирательстве, которое позволит закрыть могильник нефтяных отходов у села Вал на Севере Сахалина, который использовали Роснефть, ее дочерние компании и подрядчики. Об этом редакции сайта Сибирь.Реалии сообщил руководитель общественного движения "Эковахта Сахалина" Дмитрий Лисицын, участвовавшей в деле в качестве третьего лица.

Суд оставил без изменений решение Арбитражного суда Сахалинской области, который расторг договор аренды земельного участка в Ногликском районе, заключенный ранее комитетом по управлению муниципальным имуществом района и предпринимателем Шмониным. Суд обязал предпринимателя вернуть участок в муниципалитет в прежнем виде.

Суд отметил, что компании "Биоэкопром" и "ИГЛ", являясь субарендаторами земельного участка, при обращении с нефтяными отходами нарушали природоохранное законодательство, что негативно воздействовало на окружающую среду. Кроме того, они использовали этот земельный участок не по целевому назначению. При этом у субарендаторов не было положительных заключений государственной экологической экспертизы, что свидетельствует о потенциальной экологической опасности хранилища. Лисицын отметил, что сахалинский Росприроднадзор на протяжении многолетней истории конфликта категорически отрицал необходимость проведения такой экспертизы.

"Мы удовлетворены решением суда, однако если бы сахалинский Росприроднадзор с самого начала исполнял свои обязанности по организации государственной экологической экспертизы, этого безобразного нефтяного могильника не было бы вообще, равно как и острого социального конфликта. Сохранилась бы ценная рекреационная зона и оленьи пастбища коренных народов, а компания Роснефть обращалась бы со своими отходами более безопасным и менее скандальным образом. Вот так некомпетентность и нежелание чиновников работать оборачиваются огромными проблемами для общества, бизнеса и природы", – пояснил Дмитрий Лисицын.

  • Договор аренды мэрия Ноглика заключила в 2014 году под размещение площадки для обезвреживания отходов с другим предпринимателем – Лонгиновым. При этом чиновники не учли мнение жителей, которые на этой территории отдыхали и собирали дикоросы. Спустя несколько месяцев арендатор разделил участок на пять более мелких и сдал их в субаренду нескольким компаниям, оказывающим нефтяникам сервисные услуги. Сразу после этого один из субарендаторов – компания "ИГЛ", возглавляемая тем же Лонгиновым – начал принимать нефтяные отходы от работы компаний "РН-Сахалинморнефтегаз" и "Эксон Нефтегаз Лимитед", хранить их на участке и частично сжигать в печах.
  • Жители села Вал – в основном это представители коренного малочисленного народа уйльта – начали жаловаться на едкий дым, собирать подписи под требованием убрать токсичное хранилище подальше от села. Они жаловались, что "нефтяную помойку" разместили на важнейших для них оленьих пастбищах – ягельниках. При этом сделали это без согласия жителей на передачу земли под свалку отходов, что прямо нарушает российское законодательство о правах коренных народов.
  • В 2017 году "Эковахта" обратилась в суд, выиграла его, но ответчик в итоге просто заменил поставщика нефтеотходов. В 2019 году губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко поручил до сентября 2019 года найти нефтяникам другую площадку для размещения отходов, дальше от населенных пунктов. Однако чиновники областного и федерального уровней его поручение игнорировали, направляя арендаторам формальное предложение расторгнуть аренду, но не обращаясь в суд. В итоге экологи заявили в прокуратуру – и ведомство заставило чиновников обратиться в суд, обязавший администрацию расторгнуть договор аренды.

...

XS
SM
MD
LG