Ссылки для упрощенного доступа

"Организатор всех протестов в России –Путин В.В.". С таким плакатом Наталья Голобокова выходит на акции в Хабаровске


Наталья Голобокова
Наталья Голобокова

"Организатор всех протестов в России – Путин В.В." – с таким плакатом все лето выходит в пикет жительница Хабаровска 46-летняя Наталья Голобокова. Несмотря на многочисленные задержания и штрафы, Наталья не сдается: "Я не чувствую себя одиноко: у нас вся семья протестующая". На акции периодически выходит ее брат Сергей, его жена, и даже их пожилая мама "скидывается" на штрафы задержанным.

Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм.

На прошлой неделе Наталья, как обычно, приехала в так называемый Гайд-парк – место на окраине Хабаровска, куда протестующих из центра города вытеснили еще после массовых акций лета 2020 года в поддержку Фургала. Она развернула плакат.

Все шло как обычно, за исключением одного. Не было полиции.

– Обычно раньше подходил сразу полицейский, брал данные. Спрашивал, буду ли я писать объяснение. Я отвечала, что нет, не буду. Спрашивал, буду ли я подписывать что-либо, я тоже отвечала, что нет.

– Они же раньше с белым листом бумаги задерживали. Почему вам удается продолжать протесты?

– А мы новую тактику применили: сейчас на каждый косяк полицейских мы пишем на них жалобу в прокуратуру. Даже на самое малейшее нарушение. Например, подошел полицейский, потребовали мы у него удостоверение, он показывает нагрудный знак. А нагрудный знак не подходит, он должен назвать свое имя-фамилию. Все это всегда снимается на камеру, потом пишется жалоба, что сотрудник такой-то нарушает закон о полиции.

Или подходит ко мне полицейский, начинает мне тыкать, опять же все это снимается на камеру, я пишу жалобу, что сотрудник хамит гражданину, что запрещено законом "О полиции".

– И к чему приводят эти заявления?

– Например, был случай, когда девушкам запретили собирать подписи. Они написали на полицейских жалобу в Генпрокуратуру, через некоторое время им прилетело как следует. В итоге они перестали вообще приезжать на мероприятия со сбором подписей. Сразу после этого первого заявления они стали предельно вежливыми, перестали требовать удалиться с акции, например. И теперь нет такого, чтобы уводили в отдел любого, кто вышел с одиночным пикетом.

"Давайте, арестуйте Путина за этот пикет"

Идею своего плаката Наталья объясняет просто.

– Если бы не его [Путина] антинародные законы и его правление, протестов бы не было. Я хочу сказать полиции: вы ищете организатора [пикета]? Ну давайте, езжайте, арестуйте его [Путина], если смелости хватит!

Наталья выходит на протест регулярно вот уже три года – с тех пор, когда в июле 2020-го был задержан хабаровский губернатор Фургал. К акциям в его защиту со временем добавились лозунги против репрессий, в поддержку политзаключенных и, конечно, против войны. Иногда ей удается выходить по три раза в неделю.

Со времен протестов по поводу ареста Фургала активисты встречаются каждый день на Комсомольской площади в определенное время, но без плакатов и флагов, и идут до площади Ленина. Иногда даже устраивают одиночные пикеты, но там, в центре, обычно их сразу забирают в полицию, поэтому чаще с акциями выходят в Гайд-парк на окраине.

– Когда выходите с плакатом, что организатор всех протестов Путин, к вам прохожие подходят?

– Да. Кто-то удачи желал, только одна бабушка у виска покрутила. В основном же прохожие большой палец показывали. Мол, все правильно.

Но особо не подходят близко: у нас народ, видимо, запуганный прессингом за протесты из-за ареста Сергея Ивановича [Фургала], часто боится к нам даже подойти.

Потому что были ситуации, когда к нам, допустим, присоединяется кто-нибудь новенький, они [полицейские] тут же подходят, начинают брать данные. А многих уже это настораживает – кто-то боится потерять работу, у кого-то кредиты – опасаются, что приставов натравят.

– Их опасения оправданны?

– Да, поэтому понимаю, никого не сужу. Прессинг уже принял такую форму, что люди, видимо, привыкли бояться, уже смирились со всем, что происходит.

Протесты в Хабаровске
Протесты в Хабаровске

Меня это не пугает, главное, что я не боюсь. Не хотят поддерживать, бог с вами, не поддерживайте. Главное, что я знаю, что я иду вперед. И моя семья.

– У вас вся семья – гражданские активисты?

– Нет, не вся семья. У нас папа – "путинист". А вот наша мама полностью за нас. И брат с женой тоже выходят на протесты.

– Вы с отцом как войну обсуждаете?

– Никак. С первого дня мы решили не разговаривать при папе о ней. Вообще не упоминаем политику при папе. И он при нас не упоминает.

– А в какой момент вы выяснили, что у вас взгляды разные?

– С самого начала, с самого первого дня войны. Тогда отец сказал: "Давно пора". Я ему ответила: "Что, извини меня, пора? Убивать друг друга?" Он на этом успокоился. С этих пор в семье не говорят об этом, скандалов нет, слава богу.

В других местах, конечно, приходится и обсуждать, и поспорить. Для меня самая смешная аргументация, как люди пытаются оправдать войну: что, мол, это все происки Байдена. Для меня это просто дико. Я говорю: "У нас дороги разбомблены, уничтожены просто в хлам дороги – это все Байден виноват, он такой нехороший?"

– Сильно удивились, когда узнали, что война началась?

– В принципе, я этого ожидала еще в 2020 году. Еще за год до войны говорила телеканалу "Дождь", что Путин приведет нас к войне. Вокруг многие тогда посчитали меня, мягко говоря, сильно преувеличивающим человеком. Но уже на тот момент он рассорился практически со всем миром. Ситуация с Украиной сильно накалилась. А прямое участие Путина в войне в Донбассе в качестве якобы миротворца? Было ясное ощущение, что он приведет нас к войне. Что ему будет недостаточно этих территорий, которые уже удалось прибрать.

И то, что она длится уже больше года, не удивляет. Он же сейчас кричит об СССР, о том, что нужно возвращать прежние земли.

Но ума не хватает, чтобы вместо того, чтобы войной завоевывать страны, сделать свою страну такой, чтобы люди сами захотели к ней присоединиться.

Вот Сергей Фургал пытался сделать таким наш край. Ему вставляли палки в колеса, и когда он депутатом был, и когда губернатором. Я за Сергея Ивановича голосовала еще с тех пор, как он был депутатом. Видела, какие перемены происходят в районе в лучшую сторону. Поэтому, когда его забрали, для меня это было таким шоком. Просто трэш. С этого дня я вышла на улицы.

Мама Натальи уже пожилая и на акции не выходит, но всегда поддерживает других активистов.

– Нас с братом всегда морально поддерживает. Когда присуждали нам очередной штраф – помогала. Или другим активистам "скидывалась" со всеми.

Вообще это общее место уже для хабаровчан – если человек попадает, допустим, в спецприемник, мы все вместе собираемся, скидываемся, кто-то везет продукты – пакетами каждый день возим продукты, кому надо сигареты, кому-то книги. То есть у нас один за всех и все за одного, что называется. Буквально.

И не сказать, что костяк активистов только. Есть многие, кто нас поддерживает – когда жители узнают об очередном штрафе, они, естественно, тут же активизируют, собирают. Буквально недавно была ситуация, когда человеку присудили опять штраф в 40 тысяч рублей. Ему эти 40 тысяч набрали буквально за два часа. То есть не горстка людей – сотни.

"ФСБ не пропускала ни на одну работу"

Сергей Голобков на пикете в поддержку политзаключенных, Хабаровск
Сергей Голобков на пикете в поддержку политзаключенных, Хабаровск

Брат Натальи Сергей программист, работает в поликлинике. Сама она только недавно устроилась кладовщиком.

– До этого долгое время не могла найти работу, очень много отказов было – меня ФСБ не пропускала ни на одну должность. Я по профессии сотрудник склада. Прихожу, допустим, на собеседование, мне говорят: ждите два-три дня, вам позвонят, служба безопасности проверит. Через день-два мне служба безопасности звонит и говорит: "Вас арестуют, кто за вас выходить будет на работу? Извините".

Это и частный бизнес, и крупные компании, везде почти. У меня был момент, когда после 2020 года я полгода вообще не могла себе найти работу. В 2021 году только устроилась.

Понятно, что беспокоит это. Но я не отступлю, буду идти до конца.

– Почему это для вас так важно?

– Потому что, во-первых, я считаю, что справедливость все равно должна восторжествовать, а для того, чтобы она восторжествовала, ее надо отстаивать – это как минимум. Если мы будем сидеть сложа руки, ничего не изменится.

Во-вторых, надоел беспредел в стране: когда, извините, кто-то швыряется направо-налево миллионами, буквально в помойку, грубо говоря, деньги выкидывает, а бабушки, допустим, пенсионерки в помойках вынуждены ковыряться, чтобы пропитание найти.

Наталья одной из первых протестующих в Хабаровске получила административный срок. С 2020 года ее 8 раз задерживали, назначали административный арест.

– С 2020 года раз семь точно я "загорала" в спецприемнике и один раз сидела по приговору, – говорит Наталья. – Штрафов было примерно на 80 тысяч рублей. Каждый раз мне цифры небольшие приписывали, но в любом случае в общей сложности крупная сумма.

– Ваши родные никогда не пытались вас отговорить? После очередного спецприемника, например.

– Нет. Просто они знают, что это бесполезно. К тому же сами поддерживают.

Скажу так: антисанитария там, конечно, полнейшая, но "жить можно". Мне, пожалуй, только один момент у них сильно не нравился: глазок в двери постоянно держат открытым, а в соседней камере находятся мужчины, а глазок огромный – видно все, что происходит в камере, вплоть до туалета.

То, что радио постоянно включено, и днем, и ночью орет прямо – уже, считайте, мелочи. А свет на ночь все-таки приглушают.

– Не было никогда мысли уехать из страны хотя бы на время, как сделали сейчас многие несогласные с властями?

Нет. Если все уедут, кто останется? Это раз. Во-вторых, я люблю свой город, я люблю свою страну, почему я должна уезжать? Я хочу, чтобы моя страна стала лучше, мой город стал лучше.

XS
SM
MD
LG