Ссылки для упрощенного доступа

"Фильмы негде будет показывать". Россия остается без кино


Кинотеатр, архивное фото
Кинотеатр, архивное фото

В России закрываются кинотеатры. Из-за отсутствия голливудских премьер люди перестали ходить в кино, падение посещаемости составляет около 70 процентов. Где-то собственники пока обходятся сокращением количества кинозалов, где-то сеансы проводят только в выходные и праздники. К концу 2022 года прогнозируется, что российские кинотеатры потеряют более 11 млрд рублей. По мнению Ассоциации владельцев кинотеатров, более половины кинозалов закроются. Есть и еще более пессимистичный прогноз: к концу года закроются абсолютно все кинотеатры страны (в том числе 90% частных).

"Заведомый провал"

После вторжения России в Украину пять крупнейших голливудских киностудий – Warner Bros., Walt Disney, Paramount, Sony и Universal Pictures – присоединились к антироссийским санкциям и заявили об остановке проката своих фильмов в России. Теперь иркутское ООО "Синема-Медиа", владеющее кинотеатром New Cinema, требует от Голливуда почти 3 млн рублей за сорванный показ "Бэтмена". Старейшей голливудской студии Universal Pictures из Иркутска уже направлена соответствующая претензия.

– Наша компания и Universal Pictures заключили договор на демонстрацию фильма "Бэтмен" еще задолго до войны. Фильм до сих пор лежит у нас на серверах, но нет ключа, чтобы его демонстрировать. Его просто не прислали. Это прямое нарушение действующего договора! – возмущается управляющий иркутским кинотеатром New Cinema (ООО "Синема-Медиа") Егор Иваненко. – Сумма претензии рассчитана из запланированной выручки от показа "Бэтмена".

В том, что иркутяне выкупили бы все билеты, Иваненко не сомневается: на предпродаже первых сеансов "Бэтмена" билеты раскупили задолго до премьеры. Эти деньги кинотеатру пришлось вернуть. Управляющий напоминает, что, когда кинотеатры нарушают договоры с производителями фильмов, уменьшая число сеансов или вместимость кинозалов, им грозят крупные штрафы.

Голуби на вывеске кинотеатра
Голуби на вывеске кинотеатра

– В итоге кинотеатры работают в правовом поле, значит, и нашим партнерам правильно было бы соблюдать условия договора, а в случае нарушения – компенсировать наши потери, – поясняет Иваненко, отмечая, что претензии к четырем другим голливудским компаниям не предъявляет, так как с ними договоры не были заключены.

Его коллеги из других регионов России признаются, что "следят за ходом иска с замиранием сердца, но особых надежд не питают". Юристы объясняют, почему иск ждет "заведомый провал".

– По нашему законодательству на иностранную компанию можно подать иск по месту нахождения представительства в Москве, – объясняет глава юридического бюро "Веритас" Алексей Ткач. – Но, во-первых, зарубежные компании, как правило, зашивают в любом договоре иностранную подсудность. А значит, игнорируя иностранную подсудность (Высокий суд Лондона, бельгийское право и т. п.), подать иск в московский суд наши ребята не могут. И вряд ли в своем прокатном контракте Universal Pictures согласились на московский суд.

Но даже если предположить, что с учетом политической конъюнктуры кинотеатр выиграет это дело в московском суде, у России очень короткие руки в части распространения исполнения решений наших судов. Для этого должен быть двусторонний договор об исполнении решений иностранных судов со страной ответчика. У кинокомпании центральный офис наверняка находится в США, а с ними у нас такого договора нет. Поэтому решением московского суда можно будет попу подтереть, поскольку активов Universal Pictures в России нет. Соответственно, взять с них что-то невозможно. По сути, иск этого кинотеатра – некий пиар-ход, – уверен Ткач.

"Голливуд приводил 90% зрителей"

– Если честно, в кино с февраля уже не тянет. Настроения, знаете ли, нет, – признается Мария Д. из Иркутска, киноманьяк со стажем, не пропускавшая раньше ни одной премьеры. – Российские фильмы, которые с тех пор вышли, не в зоне моего интереса. Из голливудских новинок только Бэтмена посмотрела, на кинопроекторе у друзей, скачанный с торрентов в неплохом качестве. Европейский арт-хаус только недавно к нам завезли, показывать будут только в "Доме кино", на другом краю города – туда еще доехать надо.

По подсчетам Иваненко, после ввода санкций и запрета на прокат иностранных фильмов в России, обороты иркутских кинотеатров упали на 75–78%. Схожие показатели – падение оборотов на 60–80% – называют прокатчики и в других сибирских городах.

Дмитрий Савельев
Дмитрий Савельев

– Рынок сибирского кинопроката, Омской области или города Омска не сильно отличается от общероссийского, тенденция одна. Мы очень сильно потеряли в посещаемости, очень сильно потеряли в выручке. Цифры падения достигают 60–70% в среднем по стране, – говорит директор компании "Кинопрокат Омск" (кинотеатры "Слава" и "Первомайский") Дмитрий Савельев. – Это если сравнивать с прошлым годом. Но надо смотреть немножко шире – мы не можем брать за основу 2021 год, потому что 90% регионов по стране работали с сумасшедшими ограничениями, с требованиями по заполняемости и на фоне общей боязни людей выходить в общественное пространство. А вот если сравнивать с 2018-м и 2019-м, до пандемии коронавируса, мы увидим, что падение вообще близко к 90%.

Эти цифры подтверждает киноаналитик, преподаватель кинобизнеса в первой онлайн-школе Ф. Кривошеева и на экономическом факультете ВГИКа Сергей Лавров.

– Да, получается, что в российские кинотеатры эти 90% "приводил" Голливуд. Если сравнивать месяц за месяцем, то падение не так сильно шокирует: в марте по инерции кинопрокат еще где-то работал, и сначала процентов на 37 снизилось число проданных билетов. В апреле падение было уже ближе к 50–52% (к марту 2022 года), а в мае (к апрелю) уже критично – 67–69%. Это цифры падения по проданным билетам, по зрителям, – приводит статистику Лавров. – А ведь мы, Россия, были на первом месте по продажам билетов, по количеству кинозрителей в Европе в 2019 и 2021 годах, никакие пандемии нам это делать не мешали. Даже Франция чуть-чуть отставала по количеству проданных билетов за весь год.

В 2021 году фильм "Веном-2" собрал в России самую большую кассу в мире(!) в долларах (если исключить сборы в США).

За последние три года у российского кинопроизводства и проката только одно достижение – документальный фильм про нерпу "Байкал. Путешествие Юмы", он стал самым кассовым документальным фильмом про природу за всю историю российского кинопроката, собрав 40 миллионов рублей. Но это единственное достижение за последние три года, все остальное продолжает валиться – в 2022 году выпустили 95 фильмов, из них прибыльными на сегодня стали только пять, из них 3–4 стали кассовыми хитами. Все остальное зритель просто не заметил, – говорит Лавров.

Полупустой зал киносети Formula Kino cinema
Полупустой зал киносети Formula Kino cinema

"Брат" не спас"

В марте пять киносетей России объявили о заморозке цен на билеты в кинотеатрах и кинобарах. Вместе с тем российские чиновники заявили, что в ответ на запрет иностранных кинопроизводителей в российский прокат выйдут старые иностранные фильмы, права на показ которых были выкуплены ранее, и проверенная российская классика.

Но из "классики" выстрелили только фильмы Алексея Балабанова "Брат" и "Брат-2", совокупно собрав около 120 миллионов рублей.

– Мы не делали никаких прогнозов, но результат кратно превзошёл наши самые смелые ожидания. Это было приятно по двум причинам. Прежде всего, нам удалось помочь кинотеатрам, а это была основная цель выпуска картин. Кроме того, нас впечатлило, что зрители, которые по 10–20 раз видели оба фильма на разных площадках – на VHS, DVD, телеэкранах и онлайн, – всё-таки пришли в кино. Вроде фильмы легендарные, удивляться нечему, но всё же поразительно, – прокомментировал продюсер Сергей Сельянов.

Несмотря на "феноменальные показатели" картин Балабанова, общую ситуацию "Брат", по выражению экспертов, не спас.

Киноаналитик Сергей Лавров
Киноаналитик Сергей Лавров

– Первый "Брат" собрал 80 миллионов рублей, второй – 40. Этот феномен можно объяснить тем, что, во-первых, картина культовая. Молодежь, которая телевизор вообще не смотрит, краем уха про "классику с Бодровым" слышала, вот и пошли (а эта аудитория и дает в основном кассу). Они его оцифровали, сделали звук, почистили и заработали 120 миллионов – это прекрасный результат. Еще момент – тогда, в 1990-е, его просто не все смогли посмотреть в кинотеатрах, было всего две копии: одна крутилась в Москве, другая в Петербурге, потом петербургская поехала в Екатеринбург. Его показывали-то два-три кинотеатра, самому пришлось смотреть на видеокассете. Может, поэтому – люди гештальт закрывали, – рассуждает Лавров. – Но один "Брат" прокат целой страны не спасет, а все остальное в повторном прокате не работает вообще! Вот в июне "Наше кино" выпускает "Бумер", но "Бумер-2" я бы им выпускать не советовал, он просто слабый, соберет минимум в два раза меньше первого, если вообще соберет.

Наши великие продюсеры за 15 лет так и не научились снимать зрелищные фильмы. Когда в 2009 году мы обсуждали, что в принципе долю российского кино в кинотеатрах можем довести до 30%, еще были надежды привить любовь зрителя к нашему кино. Но не случилось. Убытки индустрии за последние 20 лет составили примерно 4 миллиарда долларов. За последние 5 лет – 52 миллиарда рублей! – говорит Лавров.

Люди в кинотеатре
Люди в кинотеатре

Причиной убыточности российского кинопроизводства и отсутствия "хитов" эксперт называет коррупцию и лоббизм при распределении госсредств на производство фильмов.

– Все шло прекрасно – после сумасшедших показателей "Брата" "Антикиллер", потом "Бумер", потом "Дневной дозор": в десятке лидеров проката с 2004 по 2009 год было пять российских фильмов. Никакие Голливуды нам были не нужны. Зрители пошли на российское кино, они в него поверили: большинство картин зарабатывали весь год, а не как в последние три года – только в Новый год, и то плохо.

"Дневной дозор" – летом кассу снял – собрал 16 миллионов долларов при бюджете в 4,2! Тогда Фонд кино и Министерство культуры на производство каждого фильма давали один миллион долларов, а остальные деньги искали телевизионные каналы, инвесторы. Но затем чиновники сломали схему и создали пул "кинопроизводителей-лидеров", который – внимание(!) – не обновлялся последние 10 лет. А зачем снимать кассовые хиты, если ты при любом раскладе деньги на следующий год и на следующий проект получишь, ведь смотрят не по рентабельности. Была нарушена субординация. Я не знаю, почему они это сделали, но в итоге мы все [кинопроизводство] стоим на паперти у государства. Так хотя бы чаще обновляйте эту паперть! – возмущается Лавров. – "Главное, деньги получаем на кинопроизводство, а прокат нам до фонаря, потому что кругом Голливуд", – это была любимая отмазка всех наших продюсеров. Вот и получили: Голливуда нет три с половиной месяца – и кассового сбора тоже.

По словам экспертов, кинопрокатчики очень ждали решения европейских производителей по итогам Каннского фестиваля и поначалу ликовали, что кино из Европы не будет под запретом в России. Но оказалось, что на него российский зритель в массе тоже не идет.

– Получается, по репертуару российское кино сейчас занимает примерно 82–85% всех проданных билетов, остальное все – это Европа, копродукция, остатки американской независимой продукции. Вот и получили то, о чем всю жизнь "мечтали": нет Голливуда, только российское кино, но и продаж нет, – констатирует Лавров.

По подсчетам российских сетей кинотеатров, только из-за отказа выпускать в прокат две голливудские картины – "Бэтмен" и "Морбиус" – кинотеатры в России потеряли около 5 миллиардов рублей.

"Незаконный субпрокат"

В условиях финансового провала некоторые кинотеатры в России идут на шаги, которые эксперты называют "самоубийственными".

В середине мая в кинотеатре "Москва" во Владивостоке нелегально выдали в прокат снятые из-за войны в Украине с российского проката "Бэтмэн" под названием "Летучая мышь", "Соник-2" ("Синий ёжик – 2"), "Я краснею" ("Красная панда"). Позже их убрали из расписания, а в администрации "Москвы" заявили, что кинотеатр не имеет отношения к этой ситуации – показы снятых с проката фильмов якобы провели люди, которые арендовали зал в частном порядке.

Юристы полагают, что в теории это незаконно, но возможно.

– Когда выдается прокатное удостоверение на картину, прокатчик получает исключительное право на показ фильма "исключительно на территории такого-то государства", иногда даже конкретного региона внутри этого государства. И не дальше. Если в передаче копии будет уличен Китай или другая "дружественная нам" страна – мало ему не покажется, – предупреждает юрист Ткач. – Но могут быть попытки передать нам копию пиратским образом, в черную, без дубляжа. А что сделает собственник копии нам [России]? Ничего не сделает, потому что мы как страна по сути отказались от соблюдения каких-то общепринятых правил.

Однако опытные участники рынка замечают, что наказание в случае пиратского проката ждет не страну, а конкретный кинотеатр.

– Даже в условиях мирового бойкота пойти на такой шаг могут только кинотеатры-камикадзе, осознавая, что это последний прокат перед окончательным закрытием. Те кинотеатры, кто показал пиратские копии, кто попробовал это сделать, они уже закрыты. Голливудские студии контролируют пиратство и могут судиться с конкретными кинотеатрами. Да и Минкульт наш пиратство не одобряет. Если вы пиратствуете, вы просто не получите больше никогда прокатного удостоверения от Минкульта, – поясняет Лавров. – Кинотеатр, хоть раз показавший пиратскую продукцию, отправляется в вечный бан. Поэтому кинопрокатчик, если он идет на пиратство, решает: показываю сейчас пиратку неделю-две, рассчитываюсь со всем долгами и ухожу навечно. И уходит. Я в этом бизнесе [кинопрокат] уже тридцать лет, но именно сейчас, мне кажется, мы видим закат отрасли как таковой.

"Со смертью проката пострадает бизнес"

– Мы очень ждали этой весны и лета, были сняты ограничения по заполняемости, народ привык и не боялся коронавируса, впереди был сезон блокбастеров – "Морбиус", "Бэтмен", "Фантастические твари". И тут "спецоперация", санкции, начали уходить студии. Была какая-то надежда, промелькнула информация, что, возможно, летом кто-то из голливудских кинокомпаний вернется. Но введенные "ответные" санкции против руководства Universal Pictures, я считаю, поставили на наших надеждах (и не только наших) жирную точку, – говорит Савельев. – Дай бог, чтобы я ошибался, но я не верю в возврат Голливуда в Россию в ближайшие три года. Нам столько раз говорили, что кинопрокат, собака, умирает, вот точно умирает, но сейчас, похоже, точно умрет. Только вместе с нами пострадают и те бизнесы, которых мы обеспечивали работой: поставщики сырья, бытовой химии, обслуживание кинопроекционного оборудования, компании по обслуживанию касс, программных обеспечений и т. д. Все эти люди останутся без работы!

Пустой кинозал
Пустой кинозал

– Ситуация просто фатальная: Голливуда нет и помощи государства тоже нет, – говорит Лавров. – Сейчас Фонд кино ведет переговоры с правительством РФ по выделению 6,5 миллиарда рублей, но к чему это приведет, никто не знает. Эти деньги требуются только для того, чтобы часть кинотеатров до осени хотя бы продержалась. Кстати, 14,5 миллиарда было в бюджете страны заложено, и транш в 60% суммы, по моим данным, прошел, то есть эти деньги на съемки продюсеры получат. Так вот наше предложение было в том, чтобы оставшиеся 40% отдали кинотеатрам. Мы писали петицию, но чиновники Минкультуры РФ просто не пришли на эту встречу. А это, думаю, уже говорит о том, что никакой денежной помощи не получим и никакие аргументы не сработают.

Они [чиновники] в негласных беседах со мной говорят: "Кинотеатры показывали Голливуд – вот и черт с ним, продавали попкорн – и черт с ними". Я им говорю: "Вы понимаете, что это будет как цепочка?" Закроются частные киносети, вступит в силу принцип домино – мелкие кинотеатры тоже начнут закрываться друг за другом. Независимый дистрибьютор вылетит в трубу вместе с сетями, им негде будет показывать даже оставшиеся эти 18–20% картин, а одиночные кинотеатры не берут европейские фильмы. Закроются сети – закроются все остальные.

При самом худшем сценарии, если не будет нужной госпомощи, даже государственные кинотеатры – их примерно 900 по всей стране – с трудом доживут до нового года. Валерий Фокин, издающий "Советский кинематографист", подсчитал – если закроются все кинотеатры, их невозможно будет восстановить в течение следующих 5–10 лет, то есть надо будет все начинать заново. Хотя в России уже и запланировали снимать блокбастеры с миллиардными бюджетами. Но в реальности их никто смотреть не будет – негде будет их смотреть, – уверен Сергей Лавров.

Цена войны

На войну с Украиной Россия ежедневно тратит около 30 миллиардов рублей, следует из официальных данных Минфина. То есть деньги российских налогоплательщиков сжигаются на эту авантюру со скоростью почти миллиард рублей в час. По сравнению с довоенным периодом траты на "национальную оборону" выросли более, чем в два раза.

Сумма, которую власти ежедневно тратят на войну, сопоставима с годовым бюджетом Алтая, Еврейской автономной области и Калмыкии. И с каждым месяцем войны эта сумма растет.

В рубрике "Цена войны" мы на конкретных примерах рассказываем о том, чем и как заплатят жители российских регионов за вторжение России в Украину. О дорогах, которые не построят, о школах и больницах, которые не отремонтируют, о перспективных проектах, которые не будут реализованы и не принесут регионам налоги и рабочие места.

Мы говорим здесь о цене войны лишь в цифрах и фактах. На фоне уничтоженных человеческих жизней, разрушенных украинских городов, санкций и превращения России в страну-изгоя.

XS
SM
MD
LG