Через три дня после теракта в "Крокусе" в аэропорту Пулково в Петербурге задержали декоратора Николая Конашенка. Поводом стал его пост в Facebook, где он задался вопросом: "Почему "Крокус", а не Кремль? Перепутали?" Сам пост Конашенок удалил, но скриншоты записи разлетелись по Z-каналам. Этого стало достаточно для возбуждения уголовного дела.
Это не первый случай, когда власти возбуждают уголовные дела за посты в заблокированных в России Facebook, Twitter, Instagram и прочих западных соцсетях. Силовики продолжают их мониторить и возбуждать дела за нелестные высказывания о власти, войне и армии. Сибирь.Реалии совместно с Avtozak.Live рассказывает о таких случаях.
В июне 2022 года в отношении камчатского общественного активиста Александра Каменюка возбудили уголовное дело о "фейках" про российскую армию. Поводом для него стали два предыдущих административных дела о "дискредитации" российской армии из-за его высказываний про войну в Украине на своей странице в Instagram. По первому протоколу его оштрафовали на 50 тысяч рублей, по второму – на 40 тысяч рублей. На тот момент Instagram, принадлежащий компании Meta, не работал в России уже три месяца.
После возбуждения уголовного дела Каменюка задержали. Изначально ему избрали меру пресечения в виде запрета определенных действий, но позже его отправили в СИЗО, где он пробыл до января 2023 года. В марте того же года его приговорили к штрафу в 450 тыс. рублей и запретили ему писать посты в интернете.
Бывшего издателя "Медиазоны", художника и участника группы Pussy Riot Петра Верзилова обвинили в распространении "фейков" о российской армии по мотивам политической ненависти. Поводом для дела стали два твита и два поста в Instagram с рассказом об убийствах мирных жителей в украинской Буче. Следователям показалось, что в публикациях Верзилова есть посыл, "способный повлечь необоснованное нарастание социальной напряженности и причинить вред интересам Российской Федерации".
В ноябре 2023 года Басманный суд Москвы заочно приговорил активиста к 8,5 годам колонии и запретили четыре года писать публикации в сети. В начале марта 2024 года апелляционный суд неожиданно отменил приговор и отправил дело на новое рассмотрение из-за процессуальных нарушений.
Сам Верзилов не живет в России с 2020 года. Он покинул страну после обысков у него и его родственников. Кроме того, в отношении него возбудили уголовное дело о неуведомлении властей о наличии у активиста гражданства Канады.
С весны 2023 года Верзилов воюет в Украине на стороне ВСУ. Возможно, именно с этим связано третье уголовное дело, фигурантом которого он является, – о госизмене. О нем стало известно 12 марта, когда в России прошли самые масштабные обыски за последнее время – около тридцати как минимум в семи городах. Силовики пришли в том числе к людям, которые не знакомы с Верзиловым и даже никогда не слышали о нем.
Это касается всех
Можно было бы подумать, что следят лишь за известными активистами и оппозиционерами, но это не так. Под репрессивный каток попадают и рядовые граждане.
В феврале 2023 года во Владивостоке в отношении местного жителя Сергея Тохтеева возбудили пять уголовных дел о повторной "дискредитации" армии, которые впоследствии объединили в одно. Поводом для преследования стали антивоенные посты в Twitter. Тохтеев – музыкант и не был активистом, хотя и придерживается оппозиционных взглядов. После начала войны он выступил резко против действий российской армии.
Например, летом 2022 года музыканта оштрафовали на 30 тысяч рублей по административной статье о "дискредитации" армии из-за картинок и комментариев во "ВКонтакте", где среди прочего была критика военных символов Z и V, а также информация о трагедии в Буче.
По уголовному делу о "дискредитации" армии Сергею Тохтееву назначили сравнительно небольшой штраф в 120 тыс. рублей, конфисковали у него мобильный телефон и запретили публиковать информацию в интернете на три года.
Врача-инфекциониста Евгения Золотова из Сочи в августе 2022 года обвинили в распространении "фейков" об армии. Силовики нашли и изучили его комментарии в Facebook полугодовой давности. В них он высказывался о потерях российской армии во время вторжения в Украину и формировании "заградотрядов" из чеченских батальонов.
Следствие потребовало для врача шесть лет реального срока, но Центральный районный суд Сочи ограничился штрафом в три миллиона рублей. В апелляции приговор подтвердили. Адвокат обвиняемого заявил, что он не будет оспаривать решение, так как "это лучшее из худшего" при угрозе реального срока.
На преследовании соотечественников российские власти не останавливаются. Репрессиям за слова подвергаются и украинцы, критикующие российскую армию, которая ежедневно обстреливает их страну. Так, 14 марта 2024 года в Московской области силовики задержали 29-летнюю украинку Юлию Тишакову. Её обвинили в "оправдании терроризма".
В основе обвинения – пост от 8 октября 2022 года в соцсети Х (экс-Twitter) в аккаунте "Холi лапушка" с "оправданием" подрыва Крымского моста.
Летом 2023 года Следственный комитет возбудил уголовное дело против мэра украинского города Днепра Бориса Филатова. Его обвинили в подстрекательстве к геноциду, "в возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижении человеческого достоинства с угрозой применения насилия".
Причиной стали посты Филатова в Facebook, из-за которых дело потребовал возбудить лично глава СК Александр Бастрыкин. "В запрещенной в России социальной сети Б. Филатов опубликовал пост с призывами убивать россиян по всему миру", – говорилось в заявлении ведомства.
Филатова объявили в розыск. В сентябре 2023 года Басманный районный суд Москвы заочно арестовал мэра. А в феврале 2024-го Росфинмониторинг включил его в список террористов и экстремистов.
Все дело в высоких KPI
Эксперты отмечают, что правоохранительные органы вынуждены использовать любую возможность для преследования россиян – в первую очередь из-за завышенных показателей эффективности их работы.
Кроме того, государство понимает, что даже полная блокировка западных соцсетей не мешает людям заходить на эти сайты, используя VPN. А значит, неподконтрольная Кремлю информация, опубликованная там, попадает к людям.
Например заблокированный в марте 2022-го Instagram все еще пятая по популярности соцсеть в России. К октябрю 2023 года среднемесячная аудитория платформы составила 25,1 млн пользователей, и это несмотря на падение в 2,5 раза с момента блокировки. Среднесуточные охваты аудитории у соцсети упали сильнее, но все еще превышают 7 млн человек в день.
"Вопрос активности политических репрессий в первую очередь связан с показателями, которые выставляются сотрудникам этих репрессивных органов, и количеством персонала этих ведомств. А так как KPI выставлен очень высокий, то, конечно, они выискивают и в заблокированных сетях эти посты и привлекают людей к ответственности", – объясняет Сибирь.Реалии адвокат Дмитрий Захватов.
По его словам, если люди находятся в России, то лучше всего для них не публиковать в социальных сетях ничего, что может быть расценено российскими силовиками как "крамола". "Путин прав, что вы в кольце врагов, но есть нюанс. Россиян повсюду поджидает опасность в виде сотрудников МВД, ФСБ, Следственного комитета, которые занимаются выискиванием подцензурной информации в сети интернет", – отмечает адвокат.
Он добавляет, что, если кому-то очень хочется опубликовать что-то, не совпадающее с официальной позицией Кремля, нельзя это делать под своим именем с реальных аккаунтов и необходимо всегда для максимальной анонимизации использовать VPN. "Но вообще-то в режимах такого типа, как в России, лучше уже отходить от таких отчаянных поступков и делать что-то подпольное", – подытожил Захватов.
Мы не разглашаем имя автора этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России.