Ссылки для упрощенного доступа

"Уничтожают весь наш бизнес"


В Красноярске, рядом с главным городским кладбищем Бадалык, сносят мастерские, которые занимается изготовлением памятников. При этом рабочие так торопятся, что демонтаж одного из зданий начали, когда там находились люди. Владельцы мастерских утверждают: в городе идет передел рынка ритуальных услуг.

"Сносили с людьми внутри"

Мастерскую Алика Арзаева и павильон другого предпринимателя, расположенный по соседству, пришли сносить 30 июля. Рядом с мастерской Арзаева стоят десятки памятников. Что будет с ними, когда снесут мастерскую и забор вокруг нее - непонятно. Что будет с выполнением заказов – тоже. Кстати, один из них – от государства: Арзаев недавно выиграл тендер, объявленный регионом.

Алик Арзаев
Алик Арзаев

– Памятники растащат, разрушат, наверное. Я прикинул – прямой ущерб от сноса будет не меньше 4,5 млн рублей, – говорит Алик Арзаев.

Кроме того, рассказывает предприниматель, сейчас многие клиенты, видя, что происходит, требуют вернуть предоплату, которую вносили. А владельцы мастерских уже вложили эти деньги в материалы, в работу.

– Мы же работаем с поставщиками, закупаем у них, что надо для конкретных заказов. Так что может и заказ сорваться, да мы еще и в глубокий минус уйдем, – говорит Арзаев.

​Большинство предпринимателей работают возле Бадалыка по 20–25 лет. Сезон выполнения заказов длится с мая по октябрь – в холода заниматься камнем невозможно. Но налоги ИП платят круглый год.

Алик Арзаев за работой
Алик Арзаев за работой

Арзаев рассказывает – накануне вечером ему позвонили, сказали: готовьтесь на 9.45 утра. Понятно, что за ночь памятники и материалы не вывезешь…

​Первым рабочие начали сносить павильон метрах в пятнадцати от Арзаева. В это время внутри находились две сотрудницы предприятия (его владелец не успел приехать к сносу). Но "подрядчиков" это не смутило: они продолжали разбирать и разбивать здание, в которым были люди и чужое имущество. Работницы мастерской только успевали уворачиваться от ломов и падающих стен и выносить из павильона то, что еще можно вынести.

Снос начинается
Снос начинается

Предприниматели едва успели выйти из дома и хоть что-то вынести
Предприниматели едва успели выйти из дома и хоть что-то вынести

​С официальными документами о демонтаже сотрудник администрации Советского района Красноярска (представиться журналистам отказался) приехал к предпринимателям уже перед самым сносом.

– Вас с ноября 2018 года предупреждали о такой возможности. У вас было полгода, чтобы демонтировать павильон самостоятельно. Не захотели – администрация вправе сделать это сама, – заявил он.

Районный чиновник приехал к предпринимателям с документами за несколько минут до сноса
Районный чиновник приехал к предпринимателям с документами за несколько минут до сноса

Но Алик Арзаев с такими доводами не согласен:

– У меня сейчас в судах лежат три иска по этому участку. Сегодня в час дня как раз должен был состояться суд. Никаких решений по этому делу не вынесено, поэтому действия администрации незаконны, – говорит он.

Снос павильона. 30 июля
Снос павильона. 30 июля

Предпринимателей, которые стоят через дорогу от Арзаева, на улице Ремесленной, техника, приехавшая пару недель назад для демонтажа их мастерских, тоже застала врасплох. Незадолго до этого к ним приезжали губернатор Красноярского края Александр Усс, мэр Красноярска Сергей Еремин и первый вице-мэр Владислав Логинов. Хозяева мастерских зафиксировали на видео- и аудиозаписях: Усс пообещал, что мастерские не снесут до тех пор, пока не будут готовы нормальные площадки для переезда. А Логинов подтвердил: до конца сезона им точно дадут доработать. Но буквально через три дня к кладбищу прибыла техника в сопровождении полиции, и снос начался.

Кладбище с детской площадкой

В администрации Красноярска необходимость сноса мастерских объясняют тем, что территорию рядом с кладбищем скоро будут благоустраивать, построят здесь два или три "ритуальных городка" в едином стиле. Первый этап благоустройства обойдется в 40 млн рублей. Весь проект – в 100 млн. Деньги это бюджетные. В конце прошлой недели красноярский горсовет одобрил эти дополнительные расходы.

Если дело и правда в благоустройстве, а не в других интересах, нас услышат

Весной этого года предприниматели направили коллективное обращение мэру Красноярска Сергею Еремину: предложили благоустроить территорию за свой счет и сэкономить бюджетные средства – главное, чтобы им разрешили работать тут и дальше. Тогда предприниматели говорили: "Если дело действительно в благоустройстве, а не в других интересах, нас услышат". Обращение осталось без ответа. А сегодня завершился электронный аукцион на первый этап работ на Ремесленной стоимостью 40 миллионов...

"Возможность благоустроить территорию у предпринимателей была не один десяток лет. На начало 2018 года улица Ремесленная была все еще захламлена. Земельные участки были переданы в городское управление дорог, инфраструктуры и благоустройства (УДИБ) для обслуживания дороги и благоустройства прилегающей территории. В районе кладбища Бадалык будет организована торговля только в трех ритуальных городках", – сообщила в ответ на запрос издания "Сибирь.Реалии" Татьяна Лащенко, замруководителя департамента информационной политики Красноярска.

В мэрии, кроме того, заявили, что предпринимателям предложили так называемые компенсационные места – участки, куда они могут безвозмездно перебраться и там работать. Но владельцы мастерских утверждают: это пустыри без электричества, коммуникаций и дорог, к тому же на отшибе от Бадалыка. Там и работать невозможно, и клиенты туда не поедут.

– Сносят нас, уничтожают весь наш бизнес. На этом месте я работаю уже 15 лет, а камнем занимаюсь четверть века, – говорит предприниматель Олег Новиков. – А ведь это всё серьёзные наработки, мы же не просто "купи-продай" – у нас работают профессионалы, которые знают, как обрабатывать камни, как оформлять надгробия. Вывезти всё это в чистое поле, на пустырь, где нет ни дорог, ни освещения, ни воды – смысла нет. Ни нам, ни горожанам. Неужто какая-нибудь бабушка, пришедшая на кладбище своего деда проведать, поедет бог знает куда, чтобы ему памятник заказать?

Олег Новиков
Олег Новиков

Как рассказывает Новиков, на "сборы" предпринимателям сейчас дают 2–3 дня:

– Но это невозможно – у каждого из нас, с учетом склада, получается тонн по 60 камня – железнодорожный вагон. С этой стороны дороги стоит 20 предприятий – им целый состав понадобится. Это куда же можно его перевезти, в какое место?

Алик Арзаев добавляет: по действующим нормативам предпринимателям будут компенсировать площадь, равную площади павильона, а не производственного участка.

Я памятники их отцам делал, а они меня на улицу выкидывают

– А что я там буду делать? Сигаретами торговать? Для мастерской-то условий нет. Еще и поэтому на эти компенсационные места никто не хочет. Мы уже прикинули: дешевле будет вообще бизнес закрыть, чем на эти новые места перебираться.

– Конечно, ребятам обидно: они всю зиму простаивали, а налоги все равно платили, сейчас, летом, надо деньги зарабатывать, – уж дали бы людям до осени постоять, а потом бы решали, – считает предприниматель Михаил. – Сейчас нам говорят: благоустройство – это интересы города. А они, эти интересы, наши – мы в этом городе живем. И если они отцы города – так что же они своих детей на улицу выкидывают? У нас же тут отлаженный бизнес. Клиенты нас знают, многие приходят по рекомендациям. Я памятники и ихним вот отцам делал – тех, которые сейчас у власти. А они меня с этого места подальше отправляют.

Предприниматель Михаил
Предприниматель Михаил

Вместо компенсационных мест город собирается вложить деньги в оборудование детской площадки вблизи кладбища Бадалык.

– Детская площадка и кладбище – это, конечно, сильно, – говорит Олег Новиков. – Людям, видно, так хочется этими деньгами распорядиться, что они уже и не знают, что еще в этот проект запихать. И это ясно показывает, что им надо – настоящее благоустройство или деньги отмыть.

Территория вблизи Бадалыка
Территория вблизи Бадалыка

Краевой бизнес-омбудсмен Сергей Русских пытался на всех уровнях – от районных администраций до краевого правительства – договориться, чтобы предпринимателей не выселяли хотя бы до конца лета. Но найти общий язык с чиновниками ему не удалось.

– У нас постоянно говорят, что главное – создать условия для бизнеса, а тут-то вся проблема в условиях как раз, – считает Сергей Русских. – Они бы и сами без проблем переехали на новую площадку, если бы это был нормальный участок. И откуда такая спешка, что именно сегодня надо взять и всех снести? У них сейчас идут заказы. Про то, как предприниматели будут их выполнять, чиновники не думают. У администрации есть любимая фраза: это ваши риски. Но, извините, если у нас договор до 2022 года, а вы сегодня приходите и нас выкидываете – как такие "риски" можно просчитать?

"Нам открыто назвали фамилии новых хозяев"

У большинства предпринимателей действительно заключены муниципальные договоры аренды земли до 2021–2022 годов. Сейчас мэрия расторгает их в одностороннем порядке. Официальная причина: земля передана в ведение УДИБа – муниципального управления дорог, инфраструктуры и благоустройства. А раз "куратор" у территории новый, значит, старые договоры недействительны. Предприниматели считают такие доводы фикцией и уже подали иски в суд: единственным учредителем УДИБа является администрация Красноярска, и вряд ли эта структура вправе принимать самостоятельные решения в обход мэрии. (Кстати, напомним: весной этого года красноярские активисты выиграли суд у горадминистрации, которая отказывала им в согласовании митинга, ссылаясь на подобные же доводы.)

Павильоны разбирают по всей улице Ремесленной
Павильоны разбирают по всей улице Ремесленной

Предприниматели уверены: настоящая причина в том, что городские власти хотят побыстрее "очистить территорию" для прихода на нее крупных компаний. Фамилии их владельцев тоже уже не секрет. Один из них, например, Вадим Абдулин, который, по некоторым данным, владеет 70% рынка ритуальных услуг в Красноярске. Этой весной принадлежащая ему же компания выиграла объявленный муниципалитетом конкурс на строительство и последующее обслуживание первого в городе крематория. У многих и к проведению конкурса, и к самим планам по строительству крематория возникли вопросы. "Дело в том, что генпланом Красноярска строительство крематория вообще не предусмотрено. И никакой земельный участок под него не выделен. Тогда что же мы обсуждаем? И, я считаю, если генплан будет пересмотрен и участок под крематорий все-таки там появится, надо, чтобы он был выставлен на публичные торги по рыночной цене. И чтобы такие вопросы не решались втихаря", – заявил вскоре после подведения итогов конкурса депутат горсовета Андрей Козиков.

Другой депутат, Константин Сенченко, назвал конкурс "постановкой" и на своей странице в соцсети рассказал о схеме, которая, по его мнению, предшествовала планам по строительству крематория.

​Тем не менее на сайте компании Вадима Абдулина, которая так и называется – "Красноярский крематорий", о проекте говорится как о свершившемся факте.

В особом положении оказались и павильоны Абдулина, которые находятся у Бадалыка: в отличие от соседей, они под демонтаж не попали. "У нас все предприниматели равны, но некоторые, видимо, равнее", – замечает Олег Новиков.

– Снос не всех коснулся. Вон, смотрите, в 300 метрах от меня стоит фирма Вадима Абдулина. Тоже на земле УДИБа. И никто ее не трогает, – говорит Олег Новиков. – Руководство города уже прямым текстом нам предложило – есть диктофонная запись – идти к Абдулину и Шевченко (бизнесмен, который будет работать на соседней территории. – С.Р.) в субаренду. Или на все четыре стороны.

Церковь вблизи Бадалыка
Церковь вблизи Бадалыка

– Нас хотят сделать рабами. Мы можем привести в их "ритуальные городки" клиентов, а выйти оттуда голыми, – говорит Алик Арзаев. – Субаренда вещь такая: захотел "барин" – и в любой момент поднял цену, как ему вздумается. Мы уже по этому поводу писали и в правоохранительные органы, и в УФАС, и в приемную губернатора. Но все спускается на районный уровень. И не приводит ни к чему.

– Абдулин похоронным бизнесом занимается, а мы мастера, до сих пор наши бизнес-интересы с ним ни разу не пересекались. Не знаю, может, он и деловой парень. Но вроде ему бизнеса хватает. Не знаю, зачем еще и наш. Гигантомания какая-то, – считает предприниматель Михаил.

Мастерская Михаила
Мастерская Михаила

Предприниматели "прорвались" на сессию горсовета, когда там обсуждалось финансирование проекта по благоустройству Бадалыка, и попросили депутатов не торопиться с принятием документа. Депутат Константин Сенченко обещал помочь, но признался, что сейчас уже вряд ли получится что-то изменить:

– К сожалению, за происходящим стоят интересы конкретных, очень влиятельных лиц, и мы видим неприкрытое лоббирование этих самых интересов. В этой отрасли такая тенденция наблюдается по всей стране: отрасль монополизируется теми, у кого больше административного ресурса. У меня ни это, ни названные в связи с этой ситуацией фамилии никаких сомнений не вызывают, – говорит депутат.

Неделю назад предприниматели в очередной раз направили обращение с просьбой разобраться в их проблеме сразу шести адресатам: губернатору, мэру, председателям горсовета и Общественной палаты и депутатам, возглавляющим в горсовете комиссии, связанные с работой малого бизнеса и городского благоустройства.

– В итоге эти обращения опять спустили вице-мэру, который занимается "расчисткой территории" у Бадалыка под крупных бизнесменов, – говорит Алик Арзаев. – Как я понял, именно после этого нас сегодня и пришли без предупреждения сносить.

Предприниматели устроили небольшую акцию, когда начали сносить их павильоны: "били тревогу", созывая людей

...

XS
SM
MD
LG