2 декабря Октябрьский районный суд отправил под арест экс-министра здравоохранения Иркутской области Наталию Ледяеву, ее сына Илью Белоусова и еще четверых обвиняемых по делу о мошенничестве в крупном объеме, совершенном организованной группой.
Шестерых фигурантов семи разных дел о мошенничестве с госзакупками арестовали на два месяца. Официально министра и ее сына подозревают в хищении из бюджета около 25 миллионов рублей при поставке масок на сумму в 54 миллионов рублей, сообщил редакции источник, знакомый с материалами дела. В пресс-службе Следственного комитета по Иркутской области подтвердили арест, отметив, что дело заведено по части 4 статьи 159 УК РФ.
В том числе арестованы водители министерства. Один из которых – Алексей Сорокин – по словам адвокатов, был только номинальным директором одной из фирмы, получившей госзаказ от министерства на поставку медицинских масок. Его арест – незаконен, заявила редакции Сибирь.Реалии адвокат Сорокина Елена Аполь.
– Именно по этой "предпринимательской" статье арест недопустим! Его запрещает статья 108 УПК РФ. Есть еще постановление Верховного суда, подтверждающее незаконность подобной меры пресечения именно при вменении 4 части 159 статьи. Но следователи вопреки закону затребовали самую жёсткую меру, а судья ее утвердила – мне кажется, это злой умысел вышестоящего руководства ведомств: показательно очень жестко и сверх меры наказать всех участников дела. Из-за того, что там замешана министр, из-за того, что госзаказ сделан во время пандемии коронавируса. Но при этом арестованы люди, которые вообще были не в курсе схемы мошенничества – водитель Мазуренко, который только однажды сопровождал поставку, даже не зная, кто заказчик. И второй водитель, мой подзащитный, которого обманом вовлекли в дело, уговорив взять предпринимательский патент – через это ИП было оформлено две закупки", – утверждает адвокат Аполь.
По словам Елены Аполь, в материалах дела есть показания свидетелей, подтверждающие, что водитель Сорокин только выполнял прямые указания своего нанимателя – сына министра Ильи Белоусова, и никакую предпринимательскую деятельность на самом деле не вёл.
– Даже электронная подпись была не у него, он ее сразу после получения передал Белоусову. Ему и в голову не могло прийти, что совершается какое-то мошенничество (поставляемые подрядчиками маски, вопреки техзаданию, были не российского производства, а китайского), ведь он работал с сыном министра, а контракты были от министерства. Он видел, что маски переупаковывали, но не знал, что это нарушает условия госзаказа, что маски обязательно должны были быть изготовлены в России. Это подтвердили в день возбуждения первого уголовного дела – 13 октября – все без исключения фигуранты, однако обоих водителей почему-то решили арестовать. Под домашним арестом оставили только одного – Швеца – по вновь заведенному делу он почему-то проходит уже не участником преступления, а свидетелем – что также наводит на определенные мысли о его сотрудничестве со следствием, – говорит Елена Аполь.
Родители арестованного Сорокина утверждают, что Алексей не получал никаких денег, кроме зарплаты водителя в 30 тысяч рублей.
– Мы в таком шоке находимся! Алеша только вернулся из армии в декабре, в январе устроился водителем, это было его первое место работы. Всегда люди отмечают его честность, даже из армии он вернулся с отличной характеристикой – с рекомендацией продолжить службу в ФСБ или спецназе. И тут такое! – говорят Сорокины.
Версия СК
Следствие считает, что в апреле 2020 года индивидуальный предприниматель из Ангарска Алексей Сорокин поставил в ОГБУЗ "Иркутская станция скорой медицинской помощи" партию медицинских масок на сумму 9 миллионов рублей. На этой неделе на него завели второе дело, обвинив в госзакупке еще одной партии медицинских масок без сертификата российского Минздрава на сумму в 24 миллиона рублей.
– В ходе обыска выявлены аналогичные закупки на десятки миллионов рублей в ГБУЗ Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница и ОГБУЗ "Клинический госпиталь ветеранов войн, – сообщили в ведомстве, отметив, что по остальным делам руководителями фирм-подрядчиков числятся другие лица. – В итоге бюджету Иркутской области причинен ущерб в размере более 40 млн рублей.
- В октябре после задержания сына министра Ледяевой Ильи Белоусова по делу о мошенничестве при госзакупках медсредств в отношении Ледяевой была инициирована проверка, сама министр ушла на больничный. Ее полномочия исполняла Анна Данилова, возглавлявшая Иркутскую районную больницу. Спустя 4 дня Ледяеву отстранили от работы на время расследования.
- Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев назначил Ледяеву и.о. министра здравоохранения 30 декабря 2019 года после отставки Олега Ярошенко.