Ссылки для упрощенного доступа

"Ваше будущее закончилось 24 февраля". Красноярец каждую субботу выходит на антивоенные протесты


Александр Капустин
Александр Капустин

В соцсетях Александра Капустина уже прозвали "самым протестующим красноярцем". Только за время войны с Украиной на его счету более 10 выходов на одиночные пикеты. И примерно столько же задержаний и штрафов. Протестной активности Александр посвящает свои нерабочие дни, субботы. Чаще всего он стоит с пикетом у здания регионального ФСБ либо на вантовом мосту (пешеходный мост через протоку Енисея). Через некоторое время его задерживает наряд ППС, доставляет в отделение, затем суд выписывает ему штраф, а на следующей неделе Капустин вновь выходит с плакатом. И каждый раз придумывает что-то новое. Пишет антивоенный лозунг на оранжевом жилете или использует детский рисунок, победивший в конкурсе "Нет войне!", который Генеральная прокуратура РФ проводила 1 июня 2022 года.

Александр Капустин. Красноярск
Александр Капустин. Красноярск

Многие считают его городским сумасшедшим, кто-то называет "предателем" и "наймитом НАТО", но есть и те, кто поддерживает Александра в его безнадежной и неутомимой борьбе с режимом.

Александру Капустину 50 лет, до недавнего времени он был индивидуальным предпринимателем – ремонтировал автомобили. Но два месяца назад закрыл свое ИП. По его словам, политикой он практически не интересовался до того момента, когда узнал об отравлении Алексея Навального. После что-то щелкнуло в голове: "Как же такое возможно?!", стал читать, думать. Если власть дошла до организации покушения на убийство оппозиционера, значит, в стране действительно происходит что-то страшное.

О том, что заставляет его выходить на пикеты вопреки многочисленным штрафам и семейным конфликтам из-за его политической активности, Александр Капустин рассказал корреспонденту Сибирь.Реалии.

Александр Капустин
Александр Капустин

Когда вы первый раз вышли на пикет?

– Мой первый выход был 31 января 2021 года. Я стоял у здания БКЗ с большим плакатом "Свободу Навальному". На том митинге омоновцев было больше, чем пришедших людей. Мы ходили кругами, меня в какой-то момент выдернули из толпы и затащили в автобус. После всех остальных окружили в кольцо и по очереди сажали в автобусы – подогнали обычные рейсовые. Меня взяли заранее, видимо, из-за плаката, больше ни у кого в руках ничего не было. Продержали в отделении недолго, составили протокол и отпустили. После, на суде, мне вменили статью 20.2.5 (Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования), и выписали штраф 10 000 рублей.

– Вы заплатили штраф?

– Да, я тогда не успел подать апелляцию, срок обжалования прошел, и пришлось оплатить. Следующий раз вышел 19 декабря в поддержку "Мемориала", как раз появилась информация, что его собираются закрыть. Меня это возмутило. Как можно закрыть организацию, которую открыл Сахаров при рассвете демократии, это уже явный признак того, что все, мы скатываемся к фашизму, к цензуре. На этот раз я встал возле здания ФСБ с плакатом в руках, на котором было написано: "Оставьте в покое "Мемориал", без памяти нет Отечества". Вскоре ко мне подошли сотрудники полиции и увели в отделение. Но так получилось, что, выписывая протокол, они ошиблись и указали место моего рождения Канск, а не Красноярск. Дело возвращали, переписывали, в итоге оно не прошло по срокам и развалилось. Никакого наказания я не понес.

Затем у меня был одиночный пикет 13 января, когда ввели войска ОДКБ в Казахстан. Я вышел с плакатом: "Руки прочь от Казахстана, я против ввода российских войск в Казахстан". На этот раз меня задержали с применением силы, запихали в уазик, вменили 20.6.1 (Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения), штраф – 3000 рублей.

А ровно через месяц, 13 февраля, я вновь встал у ФСБ с плакатом: "Путин, руки прочь от Украины", до начала войны оставалось 11 дней. Получил то же самое.

Александр Капустин
Александр Капустин

– Штрафы относительно по нынешним временам небольшие – 3000 рублей. Почему, как вы думаете?

– Не знаю, видимо, судьи мне более-менее адекватные попадаются, понимают, что это абсурд, и относятся по-человечески, всегда вменяют статью 20.6.1. По ней штраф от 3000 до 10 000 рублей.

– Вы предполагали, выходя на пикет в феврале, что скоро начнется война?

– Я об этом, конечно, думал, даже пытался её "предотвратить", как мог. Но то, что это на самом деле произойдет, даже не представлял. 26 февраля я написал на спине своего пуховика: "Нет войне 24.02.2022" и пошел в "Планету" (самый крупный в Красноярске торговый комплекс). Долго ходил, меня никто не останавливал. Люди показывали большой палец, дескать, "классно придумал!", кто-то со мной фотографировался. Кто-то обзывал предателем. Люди же разные у нас. Потом вышел на улицу и встал у входа, там большой поток, народ заходит-выходит. Почти сразу же ко мне подошли охранники, предложили пройти внутрь. Я отказался, тогда они меня повалили на пол и пытались затащить к себе в пункт охраны. Я сопротивлялся, тогда они вызвали сотрудников Росгвардии, меня погрузили в машину и увезли в отдел, выписали протокол. Но судья вынес мне лишь предупреждение.

Потом я выходил с коробкой из-под пиццы, внутри которой написал на желто-синем фоне: "Нет войне". Очень удобно в случае появления полиции – закрыл коробку и нет плаката.

8 мая вышел в оранжевой жилетке, на которой было написано: "Телевизор врет, загугли "Буча, Мариуполь". Тоже забрали, но пока даже на составление протокола не приглашали. Выходил в поддержку Саши Скочиленко, петербургской художницы, к ФСБ, но в тот раз меня вообще не задержали. Через неделю вышел с этим же плакатом, прошелся по центру города, дошел до вантового моста. Там встал, включил колонку: песню "Украина" группы "Ногу свело" и ДДТ "Не стреляй" гонял по кругу. На мосту удобно стоять, обзор хороший, видно, когда полиция подходит, и можно успеть выключить музыку.

Через 2 недели вышел с текстом: "Статья 31 Конституции, граждане имеют право собираться мирно, проводить митинги, пикеты и демонстрации, шествия". И внизу добавил слова Эйнштейна: "Мир уничтожат не те, кто творит зло, а те, кто спокойно смотрит на это и ничего не предпринимает". Оба раза задержали, тоже статья 20.6.1. Последний раз я вышел с детским рисунком, который победил на конкурсе Генеральной прокуратуры РФ по СФО под названием "Нет войне".

Плакат, который Капустин "срисовал" с конкурса детского рисунка
Плакат, который Капустин "срисовал" с конкурса детского рисунка

– Как вы узнали об этом конкурсе?

– Мне адвокат подсказал, скинул рисунок, мол, с таким наверняка можно спокойно выйти. Ну и я зацепился, срисовал его и вышел.

– Вы советуетесь с юристами?

– Да, сейчас у меня два адвоката и один защитник. Они все работают от "ОВД-Инфо".

– Но и с этим рисунком вас тоже задержали.

– Да, причем задержание объяснили так: "В городе коронавирусные ограничения, вы способствуете распространению инфекции, здесь сейчас соберется куча людей, и они все перезаразятся".

– В комментариях к постам о ваших задержаниях во "ВКонтакте" можно прочитать немало злобных и оскорбительных высказываний. Вас предлагают "отправить на лесоповал", "проверить на употребление запрещенных веществ", "изолировать от общества" и т.д. Что бы вы ответили этим людям? Какова ваша цель?

– Привлечь внимание, вызвать резонанс, чтобы люди понимали, что они не одни, что есть кто-то еще, кто не согласен.

– А как вы понимаете, что вы не один? Ведь пикеты у вас одиночные.

– Другие тоже выходят, но не все это афишируют. Однажды в отделе я встретился с мужчиной, который стоял у памятника Ленина с плакатом: "Мир Украине". Но он нигде об этом не написал, получается – чисто для своей совести вышел. Ему, кстати, тоже выписали 20.6.1, как и мне.

– Как вам кажется, какой процент красноярцев не поддерживает войну?

– Где-то 50 процентов. Но из них многие напуганы, зависимы от работы, кредитов. Часть просто равнодушны: "Да, я знаю, что идет война, что Путин вор, убийца, ну и что?"

– А ваши близкие, друзья вас поддерживают?

– Близкие понимают и морально поддерживают. Родственников, которые за Путина, за войну, у меня, к счастью, нет. Жена вот только говорит, что мы ни на что повлиять не можем и смысла лезть и подставляться нет. У нас с ней на этой почве серьезные разногласия.

– А есть ли страх – за себя, за детей?

– Двое моих детей уже взрослые, у них свои семьи, младшей 16 лет. Страха нет, есть небольшое опасение, что все это усилится, но оно не перекрывает мои желание выходить на улицу. Да я и не бросаю "коктейли Молотова" в ФСБ. Я не какой-то лидер общественного мнения, чтобы меня надо было убирать. Не Навальный, не Пивоваров, не Мария Пономаренко. Понятно, мы живем в России, тут всего можно ожидать, и наркотики могут подбросить, и все что угодно. Но из-за этого сидеть дома и бояться у меня как-то не получается.

Задержание Александра Капустина на Вантовом мосту. Красноярск
Задержание Александра Капустина на Вантовом мосту. Красноярск

– Обычно вас задерживают ненадолго?

– Нет, около трех часов, оформляют протокол и отпускают. Только однажды задержали на трое суток. Я тогда вышел к памятнику Ленина с плакатом: "Свободу политзаключенным". Дошел до вантового моста и там уже хотел написать: "Свободу Марии Пономаренко". Но мне не дали дописать, забрали. Я оказал сопротивление и загремел на трое суток. Ничего страшного, отсидел, вышел, один минус – в камеру для курящих попал.

– Как к вам относятся полицейские?

– Мы с ними уже как с родными встречаемся, они, видя меня, улыбаются: "Ооо, наш старый приятель, пройдемте, пройдемте". Большинство из них адекватные, культурные. Однажды ППСники, которые меня на 3 суток как раз задержали, подлетели, паспорт не спросили, причину не объяснили, сразу начали руки заламывать. Но таких процентов 10, не больше. Конечно, пытаются морально давить, воспитывать: "Вот что ты эту Украину защищаешь, там же фашисты, нацисты". У них голова очень сильно замусорена телевизором. Они либо вообще ничего не смотрят, либо смотрят только телевизор. Как могу, пытаюсь их переубедить. Кстати, по поводу недавнего случая в Покровке, когда на окнах вывесили плакат "Нет войне". Меня как раз опять забрали в отдел. И полицейские мне говорят: "Что ты ходишь на эти пикеты? Вот смотри, пацаны как сделали, сняли "хату" почасовую и написали на окнах, где вот их теперь найдешь?"

Неизвестные, устроившие антивоенную акцию с вывешиванием в окне многоквартирного дома флага Украины и плаката "Нет войне", арендовали квартиру через риелторское агентство. Полиция не смогла найти этих людей. А окна с "дискредитирующими" надписями были закрашены сотрудниками коммунальных служб.

– Александр, как вы считаете, есть ли смысл в подобных акциях, ведь вы ничего не можете изменить?

– Да, есть. Даже то, что я один стою и говорю правду, для кого-то может стать решающим моментом. Народ видит, что кто-то выходит, значит не все так, как нам пытаются представить, значит, где-то нас обманывают.

– К вам не пробовали присоединиться кто-то из близких по духу, друзья?

– Порывы есть у многих, но в последний момент все почему-то тормозятся: "У меня дети, дача, мне на работу…"

– Не возникает желания уехать из России?

– Возраст не тот, чтобы что-то кардинально менять, мне 50 лет. Хотя все зависит от того, что будет дальше, как будут затягивать гайки. Но жить с таким грузом тяжело. Мы все измазаны в этом, на всех лежит груз коллективной ответственности, но никто этого не понимает.

– Что делать тем, кто тоже против, но не может выходить на улицу в силу "разных причин"?

– На самом деле вариантов борьбы много. Если вы в своем подъезде повесите листок "Нет войне", уже будет здорово, в почтовый ящик соседям положите. Когда меня задержали на трое суток, у меня с собой пустые магазинные стикеры оказались. И вот я пока в камере сидел, времени много было, писал на них, что я против войны, и клеил в местах для прогулок.

– За эти месяцы ваших протестов, задержаний, штрафов было ли что-то в реакции прохожих, полицейских, судей, что вас обнадежило, показало, что не так уж монолитно наше общество в поддержке войны?

– Бывали приятные моменты. Помните, когда 6 марта в Красноярске Вера Котова написала на снегу "Нет войне"? Я тоже был на площади в тот день. И когда все стали кричать "Нет войне", меня тоже задержали, отвезли в отдел. Я не кричал, так как знал, что у меня уже была статья, пришел без плакатов, был в стороне ото всех. Поэтому судья Центрального районного суда сказал, что меня не за что судить, и отпустил. Полицейские, правда, подали апелляцию, но и апелляционный суд им отказал. Вот эти два судьи меня очень порадовали. Мне кажется, они все понимают, но очень зависимы от системы.

– Пассивность большинства вас раздражает?

– Конечно, есть горечь, когда видишь столько равнодушных людей. Некоторые прямо смотрят на тебя, будто ты кусок навоза, больной какой-то. У нас сложился стереотип, что те, кто выходят на протесты, немного сумасшедшие. Потому что у нас нет протестного воспитания. За 100 лет уничтожено все население, которое что-то пыталось сказать. Все зарезали на корню. Потому никто и не присоединяется ко мне, не хотят быть посмешищем.

– Но ведь не просто не присоединяются к протестам, а идут воевать добровольцами.

– От нищеты. Нормально заработать сегодня можно либо в военной отрасли, либо в полиции. А там у них другая картинка, там им кажется, что они действительно защищают мир от фашизма. Пропаганда – страшное оружие. У Гитлера не было телевизора, только радиостанция и две газеты, и то он задурил немцам голову.

– Как вам кажется, что будет дальше?

Александр Капустин
Александр Капустин

– Все будет печально. На самом деле Путин – зеркало народа, вся проблема в народе. Уйдет он, встанет на его место Патрушев, Бастрыкин, Кириенко. Это то же самое. Они все у кормушки и добровольно от нее не отойдут. Нам не поможет смена власти, только смена режима. Я вообще не вижу надобности в должности президента, это узурпация власти. Должен быть парламент, который будет выбираться от партий. Но для этого нужно сначала выпустить всех политзаключенных. Достойные лидеры мнения у нас есть, но большинство из них сидят.

И я все же надеюсь, что наступит день, когда все изменится. Вот тогда те, кто сегодня поддерживает войну, первыми переобуются и будут кричать, что это Путин во всем виноват. И не докажешь, что они его поддерживали. А вот что будут делать публичные личности, не знаю. Для меня было откровением позиция Газманова, Дюжева, Расторгуева, я от них такого не ожидал. А вот Пугачева с Галкиным меня приятно удивили. Я думал, что они, наоборот, будут за "политику партии".

– Что вы планируете делать дальше?

– Буду выходить каждую субботу. И мне хочется, чтобы все, кто понимает, что происходит, выходили по выходным в обед кормить голубей. Когда нас наберется критическая масса, тогда появится надежда. А сейчас вокруг просто болото, – рассказал Александр Капустин.

В эту субботу, 2 июля, он, как обычно, отправился на свой "пост" на Вантовом мосту с плакатом "Молодежь, ваше будущее закончилось 24.02. Впереди только прошлое". Несколько полицейских наблюдали за одиночным пикетом со стороны, но не вмешивались. Через некоторое время начался дождь, и Александр, свернув плакат, отправился домой. Когда он проходил мимо полицейских, те спросили: "Вы закончили?" Александр вежливо ответил, что на сегодня он закончил, но его работа продолжается и через неделю они встретятся вновь.

XS
SM
MD
LG