Ссылки для упрощенного доступа

Полицейский карт-бланш


Евгений Симонов
Евгений Симонов

"Сшит колпак не по-колпаковски, надо бы колпак переколпаковать" (народная мудрость)

Удивительный документ явил миру в середине сентября президент РФ – "Перечень поручений по результатам проверки исполнения законодательства по сохранению озера Байкал и его экологическому оздоровлению" – это полное признание экологического и управленческого кризиса на Байкальской природной территории. Со времён продления монаршей волей агонии БЦБК в 2010 году Байкал являлся любимым объектом ручного управления, но теперь в коробке передач шестерёнки крутятся вхолостую. Попытка смазать их кровью провинившихся чиновников вряд ли приведёт к модернизации механизма.

Прошлым летом я объяснял на страницах сайта Сибирь.Реалии, что ЮНЕСКО пора занести Байкал в список "Всемирное наследие в опасности", чтобы выработать и осуществить всем миром экстренный план по его спасению. Теперь практически об этом же, но очень по-своему, написал и глава государства.

В первых строках "поручений" президент повелевает правительству рассмотреть выполнение Российской Федерацией обязательств в сфере охраны озера Байкал как объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Этот день мы (общественники) приближали как могли!!! Вспомним, что дотошный Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО в своих решениях за 2014–2018 годы многократно и безрезультатно просил Россию отчитаться о тьме байкальских проблем: создании системы управления Байкальским участком наследия, оценке последствий искусственных колебаний уровня озера посредством ГЭС, охране лесов, ликвидации отходов и рекультивации площадки БЦБК (Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат), регулировании туристического пресса, последствиях десятикратного сокращения водоохранной зоны, соблюдении норм при сбросе сточных вод и т.д.

Выполнять решения Комитета – это рутинная обязанность стран-членов, которой Российская Федерация по большей части либо пренебрегала, либо отвечала, что "в огороде бузина, а в Киеве – дядька". Однажды она даже дорапортовалась до воистину гибельной идеи собрать все федеральные ООПТ (особо охраняемые природные территории) на Байкале в одну-единственную дирекцию, что привело бы к резкому сокращению штата охраны и ухудшению управляемости. Чтоб заполнить информационную брешь, наша Международная коалиция "Реки без границ" совместно с Гринпис России вот уже пятый год ежегодно шлёт ЮНЕСКО неофициальные справки об охране Байкала.

Да что там ЮНЕСКО, если подробные поручения российского президента по Байкалу (что от августа, что от октября 2017 г.) не выполняются. Изданием новых "поручений" автор откровенно признает, что ситуация дошла до ручки и требует оценки этого на специальном заседании правительства. Контрольное управление его администрации с февраля вело "проверку исполнения законодательства и решений президента по сохранению экосистемы озера Байкал" и, если совсем вкратце, пришло к выводу, что законы и распоряжения в массе своей не исполняются, отпущенные средства остались неиспользованными (т.е. даже не разворованы!), а состояние экосистемы продолжает ухудшаться.

Одними полицейскими методами проблемы создания "зелёной экономики" и жизненного уклада, способствующих сохранению озера, решить невозможно. Полицейский карт-бланш лишь усилит полный паралич воли среди лиц, принимающих решения, которые и так знают, что всякий проявляющий на Байкале инициативу завтра будет объявлен вне закона

Правительству приказано выдумать, как повысить эффективность работы Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал, "включая целесообразность определения председателем Заместителя Председателя Правительства". Учитывая, что в Минприроды комиссией просто некому заниматься, заседания её проводятся нерегулярно, а решения не всегда направляются на места, это не безумная идея. Но без кардинальных изменений в самой системе управления Байкалом, в следующей итерации перепоручений неисполненного Комиссию придётся возглавить лично Путину….

Также предложено рассмотреть возможность создания "единых контрольно-надзорных органов на Байкальской природной территории". В системе прокуратуры это уже сделано и активизировало прищучивание нарушителей законов (вскрыто 16 тысяч нарушений против 1 тысячи силами четырех подразделений Росприроднадзора). Но надзор эффективен там, где хороша нормативно-правовая база и система управления, а на Байкале за последние 10 лет она сильно запуталась. Сама возможность создания реальной единой системы управления Байкалом фактически подорвана разделением его между Сибирским и Дальневосточным федеральными округами.

Правительству и органам государственной власти трёх регионов бассейна вменяется внести изменения в программные документы по строительству, модернизации и реконструкции очистных сооружений по результатам оценки их соответствия нормативам сбросов. Контрольное управление выяснило, что только 21 из 100 населённых пунктов эти сооружения имеют, но ни одно не соответствует нормативам. Этой весной Минприроды и правительства регионов "в целях исполнения нацпроекта "Экология" попытались кардинально ослабить постановление №63 о "Нормативах предельно допустимых воздействий на оз. Байкал" так, чтобы любые очистные заведомо им бы соответствовали. Лишь вал общественного сопротивления, подкреплённый аргументами учёных Иркутского научного центра СО РАН, заставил чиновников сесть за выработку компромиссных норм, которые бы были исполнимы, но вели бы к улучшению ситуации. Там они и сидят пока без результата, судя по тому, что полагающихся по закону ответов от МПР на сотни замечаний к негодному проекту граждане пока не получили. Так как решения правительства по постановлению №63 до сих пор нет, то на основании каких "нормативов" требуют провести ревизию к 1 января 2020 года? Не ровен час, чиновники опять начнут блицкриг за ослабление норм под прикрытием "срочного исполнения новых поручений президента".

Правительству предложено к 1 июня 2020 года "завершить формирование механизмов осуществления государственного экологического мониторинга", а также "разработать интегрированные показатели (эффективности?) охраны озера Байкал". Всё это срочно требовалось ещё вчера, но на разработку и отладку современной системы мониторинга такого масштаба требуется минимум 5 лет и десятки миллиардов рублей. Кавалерийский наскок, требующий создать за неполный год сложнейшие системы мониторинга, анализа и оценки эффективности охраны легко обернётся сам против себя, когда придётся "в срок" отчитываться о выполнении неисполнимого.

Некоторые уже начали отчитываться. На днях "Вести-ТВ" выпустили духоподъёмный рассказ о выполнении "поручений". Сюжет завершает пример защиты Байкала от загрязнений путём траты 10 миллиардов рублей на создание очистных и берегоукрепление в городе Иркутске... Это очевидно нецелевое использование средств, предназначенных для охраны Байкала, никак не способное улучшить состояние экосистемы озера, ибо объекты расположены на 50 километров ниже того места, где Ангара вытекает из Байкала.

Есть среди поручений предписание "провести конкурсные процедуры, направленные на выбор и реализацию лучших мировых технологических решений по утилизации и обезвреживанию отходов ОАО "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат", в том числе предусмотрев возможность участия иностранных компаний… и утвердить перспективный проект развития территорий находящегося в процедуре банкротства ОАО БЦБК". Но ведь совсем не смешно, что через пятилетку после окончательного закрытия БЦБК там нет ни схемы утилизации отходов, ни плана рекультивации и развития территории. Впрочем, кое-что есть, но в порядке частных инициатив. Сам как-то набрёл на бригаду таджиков, сваривающих из металлолома БЦБК плавучий ресторан прямо на берегу озера у проходной комбината. Меж тем отстойники комбината с ядовитым шлам-лигнином в этом году лишь чудом не были смыты в Байкал селевыми потоками, а созданный под БЦБК моногород Байкальск так и не имеет альтернативной программы развития.

Ну и, наконец, регионам велено провести оценку воздействия туристской деятельности и "внести изменения в правовые акты, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду и обеспечить поступление обязательных платежей от туризма в бюджет"… Гонконгская газета South China Morning Post предположила, что именно китайский бизнес намечено сделать козлом отпущения. Как в воду глядели! Администрация президента озабочена не только тем, что практически все проверенные инспекциями туристические объекты не соответствуют нормам, но и тем, что 100 тысяч приезжающих в регион китайцев обслуживаются китайскими же туроператорами, в результате бюджет недополучает миллиарды рублей. Интересно, а сколько бюджет потратил, чтобы обучить китайский бизнес вести себя цивилизованно? Все-таки именно эти бизнесмены привлекли в регион две трети зарубежных туристов.

На этом содержательные поручения заканчиваются. Нет среди них ни указания разобраться с земельными махинациями на побережье, ни требования разработать и провести полную стратегическую экологическую оценку планов хозяйствования и пространственного планирования, ни поручения оценить последствия колебаний уровня в результате деятельности Иркутской ГЭС. Поручениями так же тактично обойдён ключевой вопрос о необходимости полного пересмотра байкальского раздела национального проекта "Экология", явственно предназначенного для распила бюджета, хотя межведомственная комиссия по Байкалу в августе назвала его корректировку важнейшим приоритетом. Выпали из поля зрения байкальские леса, разоряемые рубками и пожарами, а также любые меры по развитию и стимулированию совместимой с охраной Байкала деятельности местного населения, будто Байкал можно сохранить методами дистанционного управления силами чиновников, учёных и инженеров.

Ан нет, одной группе специалистов всё же дано добро "поработать на территории".

Заключительное поручение повелевает Генеральной прокуратуре совместно с ФСБ и МВД России дать до 1 марта "правовую оценку" деятельности ответственных работников и чиновников всех уровней, которые провалили выполнение предыдущих поручений гаранта и иных байкальских программ. СМИ пестрили заголовками "ФСБ поручено охранять Байкал" – у российских журналистов не возникло сомнений, что старшими по Байкалу президентом назначены: Чайка Ю.Я., Бортников А.В., Колокольцев В.А. Плачь Левченко, рыдайте Кобылкин и Цыденов?..

Если это так, то Байкал явно надо сразу вносить в список "Наследие в опасности" и туда же население, проживающее по его берегам. Ибо одними полицейскими методами проблемы создания "зелёной экономики" и жизненного уклада, способствующих сохранению озера, решить невозможно. Полицейский карт-бланш лишь усилит полный паралич воли среди лиц, принимающих решения, которые и так знают, что всякий проявляющий на Байкале инициативу завтра будет объявлен вне закона.

Евгений Симонов – координатор международной коалиции "Реки без границ"

Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции

XS
SM
MD
LG