Ссылки для упрощенного доступа

"Ягодки будут в Хабаровске". Адвокат подал иск на решение Путина уволить Фургала


Хабаровский юрист Алексей Жданов обратился в Верховный суд РФ, намереваясь оспорить указ Владимира Путина об отрешении Сергея Фургала от должности губернатора Хабаровского края в связи с утратой доверия. Иск не приняли, а когда Жданов подал жалобу на это решение, его даже не пустили в здание Верховного суда, чтобы воспрепятствовать его участию в рассмотрении. Юрист намерен дойти с этим делом до ЕСПЧ.

Жалоба Жданова рассматривалась 18 августа. Он специально прилетел в Москву из Хабаровска, но не смог даже попасть в здание Верховного суда. В чем именно Путин нарушил закон, освобождая Фургала от должности, а также о других подробностях своего иска Алексей Жданов рассказал в интервью Сибирь.Реалии.

"Мы же понимаем, кто у нас административный ответчик!"

– Есть ФЗ №184, в одном из пунктов которого раньше был открытый перечень оснований для утраты доверия президентом главе субъекта, – говорит Алексей Жданов. – То есть президент мог просто перестать ему доверять и отрешить от должности. Но в какой-то момент времени этот перечень сделали закрытым, то есть утратить доверие можно только по перечисленным в законе основаниям. Это выявление фактов коррупции, конфликта интересов, владения счетами за границей или иностранными финансовыми инструментами. Других основания для утраты доверия, согласно закону, нет. Тем не менее я был готов, что в суде всплывут какие-то новые обстоятельства – например, счет в иностранном банке. Но иск даже не приняли к рассмотрению! Я подал его 23 июля, через пару часов мне заявление вернули с формулировкой, что отрешением губернатора от должности мои права как избирателя не нарушаются. А я как юрист знаю Устав Хабаровского края, там есть пункт 38.1, в котором сказано, что в течение всего срока полномочий губернатора избиратели его могут сами отрешить. Во-первых, мы его избираем на пять лет, а не на два года, не на неделю. И если президент принимает решение об отрешении от должности, то для этого должны быть законные основания, а их нет. Соответственно, своим указом он нарушил избирательное право каждого жителя Хабаровского края. На этом основании я подал частную жалобу 24 июля, но Верховный суд, не допустив меня в процесс, жалобу рассмотрел и отказал в удовлетворении. Сейчас я жду мотивировку. Дальше – третья инстанция, а потом – ЕСПЧ.

Я правильно понимаю, вы явились на заседание по рассмотрению вашей жалобы, но вас на него не пустили? А как вы узнали, когда именно будет рассматриваться жалоба?

– Об этом было официальное сообщение на сайте Верховного суда. Есть часть 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства. Там написано, что такие вот частные жалобы на определения, кроме тех, которыми прекращается производство по делу, рассматриваются без судебного заседания. Но в части 3 говорится, что если суд сочтет необходимым допросить стороны, с учетом сложности, важности дела, он оповещает их о времени судебного заседания. Соответственно, 11 августа я увидел на сайте ВС информацию о том, что заседание будет 18 августа в 12 мск. Я взял билет и прилетел. А когда пришел к Верховному суду получать пропуск, мне сказали, что заседания не будет. Я говорю: а зачем тогда уведомляли? "Вас персонально никто не уведомлял!" Я говорю, подождите, но публикация на сайте суда – это надлежащее уведомление, такое правило действует во всех судах. "Нет, это не так". Ну, и без меня рассмотрели. То есть рассмотрение было, а заседания не было, хотя информация о заседании до сих пор есть на сайте суда. Но когда жалоба рассматривается без судебного заседания, информация об этом на сайте не публикуется! Так что это процессуальное нарушение. Как и то, что мое исковое заявление не приняли. Есть несколько стадий административного процесса. Первая – принятие иска к производству. Здесь судья должен оценить содержание заявления на соответствие всего двум статьям – 125 и 126 КАС. Там написано, что я как истец должен указать, в чем именно заключается нарушение моих прав. Я мог бы там, к примеру, написать, что отрешением от должности Фургала нарушается мое право на благоприятную окружающую среду. И даже в этом случае иск должен был быть принят! Другое дело, что при рассмотрении дела по существу мне могут отказать, если суд сочтет, что я не доказал факт нарушения своих прав. Но это уже при рассмотрении по существу! А здесь, на этапе иска к производству, судья, по сути, начал рассматривать материальную сторону иска, а это абсолютно недопустимо! Это еще одно нарушение, на которое я указал в жалобе.

Алексей Жданов
Алексей Жданов

В Сети уже обсудили этот иск, и некоторые комментаторы сочли его вашим личным пиаром, так как идея заведомо провальная…

– Когда я подавал иск, то четко понимал, какой будет резонанс. Что найдутся те, кто будет поддерживать, но и хейтеры тоже. Понимал, что и внимание к моей персоне вырастет, но я живу в Хабаровске всю жизнь, второй десяток лет в этой сфере и особо не страдаю от недостатка клиентов. Что касается обоснованности иска и был ли он подан исключительно ради пиара? Однозначно нет! И одной из первых правомочность иска подтвердила доктор юридических наук Елена Лукьянова (крупнейший в России эксперт по конституционному праву. – СР), она четко расписала, что действительно нарушение прав есть. Раньше 25 статья ГПК РФ вообще не предусматривала возможности оспаривания ненормативных правовых актов президента, а когда ввели КАС, там прямо отдельная статья есть, которая говорит, что подобные указы президента оспариваются в Верховном суде.

Как вы думаете, а что если многие жители Хабаровского края подадут аналогичные иски? Реакция Верховного суда изменится?

– Кроме того, что аппарат ВС вынужден был бы обрабатывать десятки, сотни, тысячи таких исков, я думаю, принципиально это ничего не изменило бы. Хотя некоторые мои авторитетные коллеги, в том числе бывшие прокуроры, настаивают, что нужно идти по этому пути. Подавать именно не коллективные иски, а много идентичных тому, что я подал. Не знаю. Мы же понимаем, кто у нас административный ответчик формально! Указ подписан президентом, поэтому формально он является ответчиком. А в нынешних реалиях… я понимал, подавая иск, что это дело будет очень непростым.

Другими словами, вы изначально практически не верили в то, что он будет удовлетворен. Тогда зачем все это затеяли?

– В первую очередь – показать жителям Хабаровска, что указ противоречит закону. Тем людям, которые второй месяц выходят ежедневно на улицы, которых штрафуют, сажают в ИВС за участие в несанкционированных массовых мероприятиях. Которые возмущены этим беззаконием. Эти акции начались сразу же после ареста Фургала, когда первая оторопь прошла. Они были спровоцированы тем, как его задержали, затем эскалация пошла из-за того, что ему полностью запретили переписку. Затем Карепова (фигуранта по делу Фургала. – СР) избили, увезли в Склифосовского. От людей это не утаишь, поэтому митинги и идут второй месяц ежедневно.

"Будем выходить! "

У вас нет ощущения, что протест постепенно сдувается?

Люди неизбежно устают. Возможно, по количеству участников эти акции становятся менее масштабными, но по качеству, по осознанности, я думаю, они переходят в другое качество. Люди концентрируются на реальных требованиях, направляют энергию туда, где действительно можно чем-то помочь Фургалу. Сейчас, я так понимаю, Мистрюкову помогают, потому что понимают, каким образом от него добились показаний. То есть человека, который оклеветал Фургала, сейчас начинают поддерживать продуктами, денежными переводами и так далее, как самого Фургала. Это на самом деле удивительно!

Алексей с коллегой у здания Верховного суда
Алексей с коллегой у здания Верховного суда

На ваш взгляд, на каком уровне принималось решение о возбуждении уголовного дела в отношении Фургала?

– Не думаю, что Путиным. Скорее всего, уровнем ниже. Есть у нас господин Трутнев, полпред в ДФО. Как пишут СМИ, он плотно работает с тем же Бальским, крупнейшим акционером "Амурстали", партнером Ротенбергов, с теми же Ротенбергами и так далее. Фургал выиграл у Шпорта в 18 году и не сработался с Трутневым. Смотрите, как все "удачно" получается: берут в конце 19 года Мистрюкова, проходит какое-то время, у него начинаются проблемы со здоровьем, обнаруживается онкология, один глаз у него вообще не видит. Он отдает Бальскому 25 процентов своих акций в "Амурстали". Итого у него получается 75 процентов. И остаются еще 25 процентов, которые принадлежат бывшей супруге Фургала Ларисе Стародубовой. Мистрюков начинает давать на Фургала показания, Фургала сажают, после этого начинается атака на компанию Ларисы Стародубовой. Не знаю, можно ли после этого говорить о том, что Трутнев здесь никаких интересов не имеет? Напомню, что скоро на Сахалин будет строиться мост и понадобится очень много стали.

Врио хабаровского губернатора Михаил Дегтярев объявил о создании некоего общественного совета, куда пригласил в том числе представителей протестующих. Как эту идею встретили в регионе? Может этот проект быть инструментом манипуляции с целью сбить волну активности?

– Конечно, может. Несомненно. Восприняли эту идею с настороженностью, потому что Дегтярева воспринимают как ставленника Москвы и не верят ему. Но при этом уже есть люди, которые уже подали заявку на вступление, в том числе и я. Хочу понять, для чего этот совет создан, увидеть лично.

Но что он сможет сделать, если все требования митингующих адресованы Москве? Фургал сидит в Москве, дело его расследуют в Москве, да и решение об аресте принимали там. Чем здесь может помочь Дегтярев, даже если захочет?

– Предполагать – неблагодарное дело, жизнь многогранна. Может быть, что-то пообещает людям. Ходили слухи, что полтора миллиарда Мишустин выделил на Дальний Восток, куда они пойдут – другое дело. Но недавно Дегтярев наконец-то снял бессменного министра здравоохранения Витько, все знают, в каких схемах он участвовал. Но он был просто непотопляемым! И вот это оценили однозначно положительно. А насчет совета – время покажет.

Как вы думаете, избиения и прочий беспредел белорусских силовиков не напугали хабаровчан? Нет ощущения, что подобное может повториться у вас в регионе?

– Есть такая поговорка: русский долго запрягает, но быстро едет. Я думаю, что если будет применяться насилие к населению Хабаровска, все, что происходит в Беларуси, покажется цветочками. А ягодки будут в Хабаровске. На Дальнем Востоке люди терпеливые, и фальсификации спокойно принимали. Автономные, привыкли на власть не надеяться. Но в ситуации с Фургалом не в Фургале дело. Голосовали против "Единой России", выбрали Фургала, оказалось, что удачно выбрали. Он отработал два года и достаточно популярных действий совершил. И тут выбор народа взяли и нивелировали. Люди за свой выбор вышли, не за Фургала. И поэтому если сейчас будет силовой вариант – подавление, еще что-то…Ну, не знаю. Сейчас уже всерьез рассматривается вариант забастовок, в том числе на КнААПО, где СУ-27 делают, и так далее. Это реально. Я сам лично общался с людьми, к которым применялся административный арест. У них позиция такая: ну а что делать? Делать-то что-то надо, будем дальше выходить, пусть садят! Я говорю: а уголовка? Ну а что уголовка? Арест до 30 суток увеличивается, обязательные работы, но на несколько-то лет не посадят. Будем выходить!

...

XS
SM
MD
LG